Г вырица ленинградской. Исторические страницы из жизни посёлка Вырица

В 60 км от Санкт-Петербурга, в Гатчинском районе Ленинградской области раскинулся большой поселок городского типа Вырица. Общая его площадь 165 кв. км, население 20 000 человек. Первые упоминания Вырицы датируются 1500 годом, а в западной части поселка есть курганы 12 веков.

Однако обустраиваться на реке Оредеж Вырица стала только в 18 веке. Правый берег занимали форпосты военных. Они охраняли южные подступы к Петербургу. А левый берег облюбовали крестьяне из Саратовской губернии. Они бежали из строящейся Петром Великим северной столицы, Санкт-Петербурга. В то время многие крепостные бежали со строительства, не выдерживая тяжелых условий работы.

В 19 веке 1864 года, Вырица упоминается в официальных документах Российской империи. Тогда поселок насчитывал всего 21 дом и 124 жителя. В 1904 году была завершена стройка железной дороги, которая соединила Павловск со станцией Вырица. В связи с этим, вокруг поселка началось массовое строительство дач, благо природа была красивой, река Оредеж чистой и богатой на рыбу. В 1910 году произошло слияние более мелких деревень в один большой населенный пункт Вырица. На тот момент поселок имел:

  • телефонную связь с Петербургом,
  • регулярное сообщение,
  • работала почта,
  • было проложено 16 верст шоссейной дороги,
  • 8 верст конки.

Вырица стала дачным поселком. Летом здесь проживало около 13 000 дачников из Петербурга, а арендаторов и дачевладельцев насчитывалось 1500 человек.

Революция принесла в поселок голод, разруху и нужду. Гражданская война в Вырице шла полным ходом. В 1919 году войска Юденича захватили населенный пункт, но вскоре Красная Армия отбила его. Еще много раз Вырица переходила от белогвардейцев, к красноармейцам и наоборот.

После революции Вырица постепенно приходит в упадок, расцвет длился всего 10 лет. Однако в 1930-1940-х годах там поселился знаменитый старец Серафим Вырицкий. Его знала вся Россия. Паломники со всей страны стекались к чудотворному старцу, что бы услышать добрый совет, напутственное слово. После войны многие приходили узнать о судьбе погибших и пропавших без вести родных. И старец всем находил время, утешал, успокаивал, помогал находить найти родственников.

Великая Отечественная Война не обошла стороной Вырицу. В 1942 году ее захватили немецкие войска. Здесь находилась румынская часть, которая охраняла лагерь военнопленных. В 1942 году, осенью немцы организовали детский лагерь. Они везли сюда детей, которые остались без родителей. Их заставляли много работать, рабочий день составлял 12 часов, при этом кормежка была отвратительной.

Зима 1944 года ознаменовалась освобождением Вырицы от фашистов. Сразу же после освобождения, в поселке началось активное строительство разрушенных домов. В период 1944- 1952 г. строилась ГЭС. Она просуществовала до 1971 г.

С 1970 года начинается промышленное развитие Вырицы. Открываются металлургический и опытно-механический заводы. Вокруг поселка строятся пионерские лагеря, детские сады. 8 новых пятиэтажек объединили в жилой микрорайон.

Затем открылась ткацкая фабрика «Узор», которая до сих пор изготавливает удивительные гобеленовые ткани. Заработала лесопилка, заводы выпускают товары, которые можно купить даже в северной столице.
В Вырице имели дачи такие знаменитости как:

  • Д.С. Лихачев,
  • В. Бианки,
  • В. Пикуль,
  • К. Лавров,
  • О. Басилашвили.

Всех привлекала удивительная и неповторимая природа, быстрая река Оредеж, удаленность от мегаполисов, чистый воздух и размеренная жизнь.

Старая Вырица начала интенсивно формироваться в 1904 году на землях, принадлежавших Витгенштейнам, М.Я. Эдвардсу и Карнееевым. Здесь появились дачные поселки с такими романтическими и загадочными названиями: Княжеская Долина и Бор, Заречье, колония Чурикова, Поселок Эдвардс и Долина Сегаль и Ефремова, Железнодорожная колония, имения "Катино" и "Острая Елка".
К сожалению, большая часть столетних дач погибла в периоды военно-социальных потрясений и в результате приватизации участков на территориях бывших детских лагерей отдыха. Время также неумолимо стирает следы прошедших веков.
Ничего не осталось от имений Бороздиных и Ракеевых - первых владельцев Вырицы. Давно нет конок(трамваев на конной тяге) М.Я.Эдвардса и князя Витгенштейна. Разобрана после 1944 года одноколейная железная дорога А.Х.Ефремова. Уже в наше время сгорели прекрасные, отделанные ажурной резьбой двухэтажные дачи на улице Набережной. Та же участь постигла дачи: на Павловском пр. дом13 и дом 2, на пр.Урицкого дом 6 и дом 30, дачу купца Книгина на улице Ленинградской. Особое сожаление вызывает сгоревшая в 2005 году бывшая контора кназя Г.Ф.Витгенштейна на улице 1мая, дом 1. Они уже не будут радовать наш взгляд.

Но несмотря ни на что еще существует Старая Вырица.
Памятником М.Я.Эдвардсу с 1910 года гремит его железная дорога от центра Вырицы до Поселка, утратив одну остановку (4-ю платформу). Уныло ожидает своей участи бывшая дача виноторговца Финогенова на ул. Самарской. На Почтовой улице бывшая дача Бумагина ждет милости от почты России, которая использует это помещение. Наконец, "визитная карточка" п.Вырица - бывшая коммерческая дача А.Х.Ефремова одиноко застыла в неизвестности своего будущего.

История основания п.Вырица стала известна широкой публике благодаря нашим краеведам и зав.Вырицкой библиотекой Н.П.Давыдовой.

Бережное отношение к нашей истории, к каждому уцелевшему столетнему дому поможет нам сохранить "Старую Вырицу" для потомков и придаст таинственное очарование современной Вырице.

Предлагаем Вам заглянуть в эти уголки нашего прошлого, нашей родной истории.
(фото старой Вырицы из Буклета "Вырица" созданого сотрудниками Вырицкой поселковой библиотеки
по инициативе зав. библиотеки Н.П. Давыдовой.)




Вырица. Железнодорожный проспект - №2.
Контора по продаже участков
Общества "Сайн-Витгенштейн" и конечная станция конки.
Вырица.
Магистральный проспект - №4.




Вырица.
Группа сотрудников железнодорожной станции у вокзала.
Вырица.
Железнодорожный вокзал (в начале 20-го века)




Река Оредеж в начале 20-го века.
Вид с моста у лесного завода.
Вырица. Княжеская долина.
Река Оредеж у пещеры.



Вырицкий лесопромышленник и благодетель
Антип Хоритонович Ефремов
с сыновьями Василием и Иваном.
Вырица. Кнажеская долина.
Плотина у завода Ефремова.




В имении Витгенштейна

В 1862 году Вырица была присоединина Петром Львовичем к поместью отца - князя Льва Петровича и деда - князя Петра Христиановича Витгенштейнов. Это поместье - "Дружноселье" граничило с Вырицей на западе и с юга доходило до ул. Дарского в Поселке Эдвардса.

Княжеская долина и Бор
Эта часть Вырицы приобретена П.Л.Витгенштейном у генерала Ф.С.Ракеева. С 1887 владельцами Вырицы стал брат Петра Львовича - Фридрих Львович, а затем его сын Генрих.
Последний владелец, князь Г.Ф.Витгенштейн, основал здесь дачные поселки, построил конку от своей Конторы по продаже земельных участков в центре Вырицы, имел он и на берегу Оредежа свой лесопильный завод.



Вид из д.Вырицы на Княжескую Долину

Княжеская долина.
Ул.Володарского (Шудибиля) дом1.
Дом инж.Трифонова.
(Сгорел полностью 10 августа 2011г .)


Княжеская долина
Дом инж.Трифонова.
Безвозвратно уходит старая Вырица....
(http://vyritsa.borda.ru/?1-1-0-00000157-000-0-0#018)


Княжеская долина.
пр. Пильный 9.
бвш. Дом провизора Тамберга




Княжеская долина.
пр.Майский 39,
Дом Ралля.


Княжеская Долина -Майский д.39

Княжеская долина.


Княжеская долина.
Ул.Володарского(Шудибиля) дом7.
Дом Мустеля, Ефимова.

Княжеская долина.
Ул.Володарского(Шудибиля) дом12.


дом Ермаковых.


пр.Ольгопольский дом 13.







Вид из Княжеской Долины на Бор.

Княжеская долина. пр.Кирова 49.
Церьковь иконы Казанской Божией Матери.

Из Москвы

На автомобиле. По трассам М10 – 685 км. Время в пути – 9,07 ч.

На самолете. Из аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» рейсами «Москва – Санкт-Петербург». Далее на такси или на пригородном поезде.

На поезде дальнего следования. От Ленинградского вокзала на поездах «Москва – Санкт-Петербург». Время в пути – 3,50-11,07 ч. Далее на такси или на пригородном поезде.

Из Санкт-Петербурга

На автомобиле. По Киевскому или Московскому шоссе – 62-76 км. Время в пути - 0,50-1,15 ч.

На пригородном поезде . От Витебского вокзала или от платформы «Купчино» на поездах, идущих в Вырицу, Поселок, Оредеж, Чащу, Чолово и Новинку. Время в пути – 1,00-1,20 ч.

Прогулка по Вырице

Прогулку по Вырице можно начать возле железнодорожного вокзала . Сюда приезжает большинство гостей поселка. Хотя есть возможность попасть в Вырицу и на автобусе или маршрутном такси, которые ходят в поселок из Гатчины.

Железнодорожная станция была открыта в 1906 г. Тогда в этом красивом месте планировалась создать «идеальный город-сад», жители которого смогли бы жить в гармонии с природой.

Железнодорожный вокзал

От вокзала через кварталы поселка около 1,5 км нужно пройти на восток к Сиверскому шоссе, возле которого расположена Петропавловская церковь (ул. Павассара, 28). Ее освятили в 1908 гг. Это один из деревянных храмов, которые в 30-е годы прошлого века использовала община так называемых Катакомбников или так называемых Истинно-православных христиан. В 20-е в РПЦ произошел раскол, и часть верующих, не принявших сотрудничество высшего духовенства и большевиков, отделилась. Они вели себя так же, как и в свое время староверы. Но сейчас следов этой религиозной общины не сохранилось.

Церковь Петра и Павла

От Петропавловской церкви по улице Павассара можно выйти к реке Оредеж. На ее противоположном берегу находится интересное здание – затейливый синий терем, где расположена община христиан-трезвенников (Павловский проспект, 1). Это религиозное движение основал в конце XIX века самарский крестьянин И.А. Чуриков, которого его последователи называют Братцем Иоанном Самарским. Проповедовал Чуриков вплоть до своего ареста ОГПУ в 1929 году.

Дом общины христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова

Современная община официально зарегистрирована. И ее богослужения напоминают протестантские молитвенные собрания. Свой синий терем чуриковцы называют «Домом Трезвости».

Отсюда по Набережной, Сызранской и Московским улицам можно выйти к плотине бывшей ГЭС . Малую гидроэлектростанцию построили на реке Оредеж уже после войны для восстановления разрушенного в военные годы хозяйства. Сейчас плотина служит в качестве пешеходного мостика.

Плотина бывшей ГЭС

Отсюда по плотине нужно перейти на другой берег Оредежа и по проспекту Кирова выйти к Казанской церкви (проспект Кирова, 49). Деревянный храм был выстроен на народные пожертвования в 1913 году к 300-летию династии Романовых. Он широко известен в кругу православных паломников, которые съезжаются сюда, чтобы поклониться могиле святого старца Серафима. Монах Серафим Вырицкий поселился здесь в начале XX века и жил до последних дней своей жизни. А умер старец уже после войны. Рядом с Казанской церковью стоит красивая деревянная часовня, названная именем святого.

Храм иконы Божией Матери Казанской

А завершить прогулку по Вырице можно возле Васильевского дворца . Путь к нему начинается по Боровой улице. Затем по Сиверскому шоссе нужно перейти на противоположный берег Оредежа. Здесь река, подпруженная ниже плотиной ГЭС, широко разливается. Вдоль западного берега реки к дворцу ведут улицы Береговая и Ватутина.

Васильевский дворец

Дворец принадлежит одному из братьев Васильевых – Сергею, питерскому олигарху. Он, родившийся в этом поселке, решил построить здесь дворец для представительских функций. Здание дворца, возведенное в середине 2000-х годов, поражает размахом. Только площадь полов, сделанных из цветной мраморной мозаики, превышает 600 кв. м. А высота некоторых больших залов доходит до 14 м. При строительстве здания и его внутренней отделке архитекторы и мастера использовали лучшие старинные технологии.

О Вырице я узнал буквально неделю назад, от dima1989 . К этому моменту у меня на столе уже лежали железнодорожные билеты по маршруту Москва - Смоленск - Петербург - Москва, и я думал, чему бы посвятить день в Северной столице. Наводка на Вырицу оказалась как нельзя кстати - этот посёлок меня сразу заинтриговал.
Ведь здесь есть: много деревянного модерна (включая две церкви), красивая природа, внутрипоселковая железная дорога, не указанный ни в одном справочнике барочный дворец и община духовных христиан-трезвенников Иоанна Чурикова - осколок той системы православных сект, куда относились знаменитые бегуны и хлысты до Революции (45 фото, меньше не смог).
К тому же мне очень повезло с погодой - о морозных пейзажах я .

Формально, Вырица - ПГТ в Гатчинском районе Ленинградской области, в 60км южнее Петербурга (электрички с Витебского вокзала). Население её - 10,5 тысяч человек, но фактически Вырица - это гигантский дачный посёлок площадью 50 квадратных километров, то есть примерно 10-15км в длину и 3-5км в ширину. Для Петербурга Вырица - это как для Москвы Малаховка или Нахабино, и летом её население достигает нескольких десятков тысяч человек.

Но зимой дачи спят.

Вырица представляет собой гигантский конгломерат тысяч дачных участков разной степени элитности, разделённый сеткой абсолютно прямых улиц и проспектов. Высоко над участками поднимаются сосны и ели:

И ориентироваться в Вырице чрезвычайно трудно: почти одинаковая местность по всей территории (прямые улицы, дачи, заборы, сосны), высокие деревья, за которыми не видно никаких ориентиров, да еще и полное безлюдие зимой - тут можно заблудиться не хуже, чем в лесу.

По огромному пространству дачного посёлка раскидано несколько сотен деревянных дач дореволюционной постройки - подъём Вырицы началась в 1880-е годы, здесь отдыхали Розанов, Лихачёв, Бианки, а писатель Иван Ефремов и вовсе тут родился.
Специально заниматься поиском модерновых дач в Вырице бессмысленно - слишком огромные пространства, но независимо от вашего маршрута дачи будут попадаться периодически.

То, что на кадрах выше, снято в 10 минутах ходьбы от вокзала по главной улице, а этот дом стоит за общиной Чурикова:

Пара интересных домов за Оредежем, в так называемой Княжеской долине (а Вырица делится на несколько "районов"):

Просто неизвестно где:

Многие современные дачи выглядят вполне достойно модерновых, а самые красивые дачи я и не нашёл (например, бывшая дача Бумагиных у Оредежа).
Зимой эти участки пусты - хотя над некотоырми домиками вьётся дымок. Почти в каждом дворе обитает собака, и по всему посёлку стоит разноголосый лай. Зимой тут страшновато: людей очень мало, и в основном всякие рабочие, сторожа, а также воры.

Станция Вырица - вокзал и Дом Культуры:

Магазин у вокзала в сталинском здании:

Вырица делится железной дорогой на две части: западную и восточную. Западная - это примерно 4/5 площади Вырицы, до её дальнего конца идти больше часа. Эта часть посёлка стоит вдоль трёх основных магистралей.

По центру проходит Коммунальный проспект:

Автобус на переднем плане - пригородный, полностью внутреннего транспорта в Вырице нет, и это очень трудно, учитывая расстояния. Впрочем, такси здесь дешёвое - по посёлку 50р.

Однако Вырица обладает уникальным для ПГТ объектом - внутрипоселковой железной дорогой. От станции Вырица на запад отходит однопутная ветка к станции Посёлок, которая и образует южную границу Вырицы. Ходят по ней петербургские электрички (каждые полчаса-час, с большим "окном" между 11 и 15 дня) с Витебского вокзала, но всё же так ли много есть ПГТ, для связи разных частей которых используется железная дорога?

Между Вырицей и Посёлком находятся 3 платформы без имени (только номера), сам Посёлок - тупиковая станция.

Я выехал из Питера в 8 утра, в 9:30 был в Посёлке, в 9:41 электричка пошла обратно и я доехал до 3-й платформы. И было невыносимо холодно (причём местные мёрзли намного сильнее меня), но я начал долгий путь пешком. Ведь в конгломерате дач затеряно много всего интересного, а основным направлением моего пути должна была стать третья вырицкая магистраль - река Оредеж:

В такие морозы Оредеж замёрз так, что по льду не то что ходить можно - он весь в следах от колёс. Вдоль берега роскошный хвойный лес, и редкие-редкие подъёмы, а в основном берег закрывает частная собственность:

Кое-где на льду остались Крещенские купальни - вода замёрзла, но лёд еще не покрылся снегом, а у края стоят ледяные кресты:

Самая дальняя от вокзала достопримечательность Вырицы - это барочный Васильевский дворец:

Красиво? И явно что-то в духе петербургских пригородов. Почему же о нём так мало известно?

Потому что построен этот дворец был в 2005-2006 годах! Не отреставрирован или воссоздан - а именно построен, с нуля. Это собственность Сергея Васильева, питерского олигарха, владельца нефтяного терминала. Уроженец Вырицы, разбогатев, он воздвиг палац в родном селе:

При ближайшем рассмотрении, как мне показалось, детали оформления дворца смотрятся несколько наигранно:

За 3 года существования дворец успел обрасти слухами - в частности, поговаривают, что Васильев выкупил себе подлинник Янтарной комнаты и проплатил версию о её гибели в Кёнигсберге. Конечно, это только легенда - но интерьеры дворца (сканы журнала "Салон", №9 за 2009) в интернете присутствуют (фото конечно не моё, взято по ссылке!):

В общем, отличный повод для выражения гражданской позиции. Но прошу сразу - обсуждать "справедливость" я здесь не хочу. Мне больше нравиться любоваться дворцом - думаю, самой красивой из новорусских вилл - чем считать чужие деньги.

От дворца я выбрался на берег, и дальше еще часа полтора блуждал по улицам, любуясь зимней сказкой. Мне надо было пройти наискось опять к берегу Оредежа и деревянной Казанской церкви, но найти дорогу оказалось почти нереально. Проводили меня двое раритетного вида мужиков в старых тулупах, да и к тому же по их собственному признанию - неграмотных. Напоследок попросили денег на анашу. Возможно, это были воры.

Казанская церковь - для Вырицы как кафедральный собор:

Построена она была в 1913-14 годах, к 300-летию дома Романовых, на стыке модерна и традиций Русского Севера:

Сказочный терем, который даже трудно воспринимать как храм.

Вокруг церкви много всяких построек, например церковная лавка:

И часовня над могилой Серафима Вырицкого:

Казанская церковь в Вырице - крупный центр паломничества. Серафим Вырицкий жил в первой половине ХХ века (монахом стал до Революции, умер после войны), славился своей щедростью и честностью (например, один раз в его дом проник вор, но у калитки столкнулся с возвращавшимся Серафимом, выронил мешок... и Серафим помог вору собрать украденные у него же вещи и отпустил с миром), позднее - прозорливостью и умением исцелять. В Вырице Серафим провёл последние годы, уже тогда к нему шли паломники за помощью, ему не смогли принчить вред ни НКВД, ни фашисты, и во многом благодаря нему Вырица относительно легко пережила оккупацию.
В часовне Серафима очень красиво: каменное надгробье, деревянная рака, икона в окружении свежей листвы... Но фотографировать там, хотя никто и не видел, я постеснялся.

От Казанской церкви еще несколько минут пешком до берега Оредежа. Выйдя туда, я решил держаться реки, чтобы опять не заблудиться. По самому краю высокого берега проходила узкая тропа-карниз, по которой я и пошёл. Вскоре наткнулся на заброшенный Охотничий дворец Витгенштейна:

В 19 веке Вырица принадлежала дворянскому роду Витгенштейн, и именно они в 1880-е годы начали развивать в Вырице дачное хозяйство. Где-то в кварталах посёлка сохранилась Земельная контора Витгенштейнов - а начиналось всё именно с Охотничьего замка, старейшей из вырицких дач.

Чуть поодаль на берегу растут ходульные сосны:

Почему их корни выше уровня земли - я не знаю. Вероятно, берег постепенно сползает, а сосны еще держатся.

Натуральные марсиане!

Так я шёл по берегу Оредежа, порой спускаясь на лёд, еще несколько километров. По дороге вышел к старой плотине Вырицкой ГЭС, работавшей в 1948-72 годах:

Малые ГЭС Северо-Запада, построенные в 1920-40-е годы - отдельная тема времён первых пятилеток. Ближайший их аналог в Подмосковье - торфоразработки Мещеры. Свои ГЭС есть в Ивангороде, Кингисеппе, Порхове, Сиверском, Вырице, Волхове, Свирице. Волховская ГЭС - еще и старейшая из плана ГОЭЛРО.
От плотины я вышел на Коммунальный проспект. Сложно передать словами, до чего же приятно после сугробов и льда было идти по асфальту! Еще через 15 минут я вышел к вокзалу, чуть-чуть отдохнул и пошёл за вокзал.

Восточная сторона Вырицы - это примерно 1/5 площади посёлка. Однако если в западной половине почти исключительно дачи, в восточной обитает постоянное население ПГТ:

Здесь находятся два деревянных храма разных конфессий. В километре юго-восточнее вокзала находится Петропавловская церковь (1908):

В 1930-е годы это был главный в Ленинградской области храм Истинно-православных христиан, или Катакомбников. Это были одни из последних раскольников, отделившихся от РПЦ в 1920-е годы из-за того, что те признали "власть антихриста", то есть большевиков. Множество отдельных катакомбных сект очень сильно радикализовались, некоторые ушли весьма далеко от канона - в общем, повторение истории староверов в миниатюре. До наших дней катакомбники почти не сохранились. Здесь о них не напоминает уже ничего.

Церковь Иоанна Кронштадтского (2005) рядом с Петропавловской - строилась как временная, пока ремонтировали основную:

Если же пойти от вокзала на северо-восток (а от церкви туда же ведёт прямая улица), выйдешь к огромному синему терему над Оредежем:

Это община христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова - одна из немногих сохранившихся общин "духовных христиан". Последние - это не староверы, а общее название нескольких не связанных между собой православных сект. К духовным христианам относились знаменитые по литературе 19 века хлысты, менее известные бегуны, скопцы (практиковали ритуальное оскопление), молокане и духоборы (эти сохранились - несколько деревень в Грузии и Армении, общины в США). Трезвенники - одно из таких течений, в те времена незначительное по масштабу. Однако большинство духовно-христианских сект не пережили советской власти и ушли в Историю.

В конце 19 века в Петербург из Самарской губернии пришёл странник Иоанн Чуриков. Он жил в ночлежках, зарабатывал на хлеб как придётся, читал Евангелией вслух - и вскоре обнаружилось, что он умеет словесным путём (беседами и цитатами Библии) лечить людей от пьянства. Вскоре Чуриков преуспел в этом - к нему выстраивались километровые очереди, он причащал сахаром, а не вином, создал учение о Святой Трезвости...

Сам Чуриков считал себя православным, но многие исцелённые им от пьянства вскоре объявили его Вторым Христом, и прозвали Братец Иоанн. Вокруг Чурикова сплотилась община, в 1906 году был построен дом в Вырице (которую нарекли Столицей Мировой Трезвости), в 1920-е годы община превратилась в Трудовую коммуну им. Братца Чурикова:

Чуриков же принял на себя роль главы общины. Еще до Революции он был отлучён от церкви, а в 1938 году он был репрессирован и умер в Бутырской тюрьме. Общину разогнали, дом отняли.... И тем не менее чуриковцы пережили советскую власть, собираясь по квартирам и проводя беседы, так как внутри общины борьба с пьянством велась успешно. В 1992 году им был возвращён дом в Вырице, но ныне есть две чуриковские общины. "Умеренные" собираются в Фёдоровском храме Петербурга около Московского вокзала и считают Чурикова просто святым, добиваясь от РПЦ его канонизации. В Вырице же обитают ортодоксальные чуриковцы, считаютщие Братца Иоанна вторым Христом:

Управляли общиной старцы, старейший из них был Александр Синников, который знал еще самого Чурикова, но он умер в 2007 году. Чуриковцы весьма дружелюбны, пропустили меня внутрь, рассказали о своей философии и позволили фотографиовать. На первом этаже синего терема находится моленная:

Здесь в 14:00 по воскресеньям совершаются беседы (не молебны), истории исцелений. Священников у чуриковцев нет, общение с богом происходит через сжигание записок - в этом одна из основ веры духовных христиан: Святой Дух может воплощаться в людях.
В центре иконостаса изображение Братца Иоанна:

Мне чуриковцы дали несколько листочков с молитвами и три куска сахара в бумажной обёртке - "Чтоб жизнь была сладкой", как говорил Чуриков. У общины есть свой сайт , на котором много интересного (например, молитва Обвинительный Приговор Разума Пьянству), а вот другой взгляд Дмитрия Соколова-Митрича .

И сам я, как этнограф-любитель, не "за" и не "против" такой общины. Мне интересно то, что она есть. И до сих пор жители синего терема не пьют, не курят и не ругаются матом, зато много трудятся. Я сам и так трезвенник, допьяну не напивался уже много лет и могу месяцами обходиться без капли алкоголя, не курю и не ругаюсь матом. В общем, мне хорошо и в Православии РПЦ.

Из Вырицы я уехал электричкой в Петербург, немного погулял по городу, а в сумерках достиг Замёрзшего Моря. Позади осталось около 10-15 километров пешком по снегу и льду в 20-градусный мороз.

Поселок Вырица, бесспорно, относится к числу лучших дачных местностей Ленинградской области. Здесь все располагает к отдыху на природе: река Оредеж с ее песчаными пляжами, сосновые и еловые леса, чистый воздух, родниковая вода. Многие дачники находят здесь уютные уголки для уединенного отдыха и творческого вдохновения. Благословенный, заповедный уголок издавна является курортным местом, детской здравницей. Вместе с тем, в наше время Вырица сочетает в себе все качества современного, активно развивающегося поселка, крупнейшего в регионе. По своей площади – это самый большой населенный пункт поселкового типа на территории России. Вырицкая земля связана с историческими событиями, хорошо известны ее святые места, неслучайно сюда приезжают многочисленные паломники и туристы. Уже много лет поселок по праву называют духовной столицей Гатчинского района.

Как деревня Дверница стала Вырицей…

Деревня Вырица известна еще со времен средневековья. В Новгородской писцовой книге 1499/1500 годов среди сёл и деревень Никольско-Грезневского погоста, входящего в состав Водской пятины Великого Новгорода, упоминается деревня Дверница на берегу реки Оредеж, предшественница будущего поселка. Некоторые исследователи пытаются найти в её истоках финно-угорские корни, и, действительно, по среднему течению Оредежа и низовьям реки Суйда когда-то проходила граница двух древних коренных народов: води и ижоры, причем, судя по всему, на территории современной Вырицы находилось водское поселение. Позднее в эти места пришли славяне.

С давних пор сохранились на территории поселка курганные захоронения, относящиеся к ХII-ХIII векам. В 1907 году студенты Санкт-Петербургского археологического института провели в Вырице раскопки курганной группы, которая находилась вдоль Береговой улицы. В 1974 году здесь, на краю террасы, вдоль левого берега реки Оредеж 4-м отрядом Староладожской экспедиции было зафиксировано три земляные насыпи высотой 0,2 метра и диаметром 3-4 метра. Находки из вырицких курганов, преимущественно женские украшения, хранятся сегодня в фондохранилище Государственного Эрмитажа и представляют значительный интерес. На некоторых украшениях заметны детали в виде «уточек». Как известно, у финно-угорских народов существовал культ водоплавающих птиц и некоторых домашних животных.

Из документальных источников, так называемых Дозорных книг, известно, что в 1612 году деревня Дверницы числилась за помещиком Григорием Муравьевым, занимавшим разные ответственные посты на землях Великого Новгорода, род которого был известен с эпохи царя Ивана III. Муравьев владел не только Грезневским погостом, но и соседним Никольско-Суйдинским. Оредежский край в то время был практически безлюдным, на месте ранее существующих селений находились пустоши. В самой же деревне Дверницы имелось всего пять дворов. Сохранились имена ее жителей, семейных крестьян: Васки Кузмина, Терёшки Малафеева, Михалки Данилова и бобылей Лариошки Степанова и Савки Григорьева.

Любопытна история этого селения во времена шведского господства, когда в нескольких верстах южнее Вырицы проходила русско-шведская граница, а один из пограничных камней, по рассказам старожилов, находился вблизи современной деревни Борисово. С русской стороны на нём был выбит крест, а со шведской стороны – корона.

С 1617 года находящаяся в составе шведской провинции Ингерманландия деревня Дверницы довольно часто упоминается в документальных источниках ХVII века. В самых ранних Поземельных книгах шведского периода на месте деревни обозначена пустошь: очевидно, православные жители Дверниц, опасаясь гонений со стороны заморских владельцев, насаждавших лютеранскую веру, покинули ее – перешли границу и ушли на русскую сторону.

Однако пустовала заброшенная деревня недолго. Вскоре здесь появляются финские переселенцы, прибывшие в поисках хорошей жизни из Восточной Финляндии. В 1645 году в Дверницах, приписанных к приходу Кобринской лютеранской кирхи, было зафиксировано три крестьянских двора. В этот период деревня, относящаяся к Куровицкой мызе, принадлежала помещику-арендатору Франсу Фаллеру.

На станицах Поземельных книг название деревни упоминается в разных вариантах: Duеrnitza (1618-1623 гг.), Duiritza (1644 г.), Duarnitza (1678 г.). На карте 1676 года обозначена деревенька – Werektza, а в 1699 – Wiritza. На «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года обозначена деревня Duarnitza. Следует отметить, что в финском языке нет звонкого «д», а шведские переписчики в то время часто писали географические названия так, как они звучали на слух, создавая путаницу. Более внимательными в этом отношении были картографы.

К началу ХVIII столетия деревня Дверницы окончательно превратилась в Вырицу. В этом нет ничего удивительного: изменение географических названий при шведах коснулись многих местных селений. Например, соседняя с Вырицей деревня Змеино после ста лет шведского владычества стала деревней Мины. Чудом сохранили свои исторические названия средневековые деревушки: Устье на Оредеже (ныне – село Введенское), Клетно, Борисово. Интересным топонимом является обозначенная на шведской карте 1676 года и расположенная в окрестностях современной Вырицы деревня с названием Городок, впоследствии полностью утраченная.

Триста лет тому назад…

После освобождения Приневского края от шведских захватчиков Петром Великим доблестные русские войска снова увидели на месте чухонской деревни пустошь, и Вырицу пришлось обживать заново. Земли, расположенные вдоль берегов реки Оредеж, приписанные к Куровицкой мызе, государь пожаловал своему сыну царевичу Алексею. С 1718 года, после известных трагических событий, случившихся с Алексеем Петровичем, царская вотчина относилась к дворцовому ведомству и даже некоторое время принадлежала монахам Александро-Невской лавры.

Существуют предание, что основателями русской деревни Вырица стали четыре крестьянских семьи переселенцев, прибывших из Саратовской губернии. По другим данным они, согласно царскому приказу, прибыли сюда для строительства Санкт-Петербурга. Старожилы называли даже год прибытия переселенцев – 1717 год. Признать или опровергнуть эту версию пока не представляется возможным. По преданию, среди первых жителей Вырицы была большая крестьянская семья Давыдовых, потомки которой и в наши дни проживают в этих местах.

На Береговой улице и сегодня растет огромный старый дуб. Говорят, что его посадили первые переселенцы. Именно здесь, на берегу реки находилась «старая» часть деревни Вырица.

Давыдовы

Родословную этого крестьянского рода мне удалось проследить с 1737 года. С петровского времени Вырица была приписана к церкви Преображения Господня, расположенной в селе Орлино. Среди местных крестьян на страницах метрических книг этого храма упоминаются Кондратий Елисеев и его дети – Леонтий, Ирина и Иван. Например, книга «Исповедальные росписи по Орлинской церкви за 1817 год», указывая имена крестьян, бывших на исповеди, сообщает: «Кондратий Елисеев, 80 лет, жена его Ксения Васильева 70 лет, сын их Иван, 49 лет, жена его Параскева Яковлева, 44 года, дети их Василий – 21, Максим – 18, Тимофей – 13, Григорий – 8, Дарья – 5, Егор – 1, Василий – 1».

У Ивана Кондратьева, родившегося в 1768 году, был сын Василий Иванов (род. в 1796 г.). Среди детей последнего упоминаются: Давид, Филипп, Агафья и Климентий Васильевы. Все потомки Давида Васильева (1835-1921 гг.) получили фамилию Давыдовы. Среди его детей известны: Михаил, Мария, Евфимий и Ирина. Один из них – Михаил Давыдович Давыдов (1860-1918 гг.) занимал пост деревенского старосты. Его сын Иван Михайлович (род. 1893 г.) был председателем созданного в Вырице в 1931 году колхоза имени Халтурина. В 1967 году его воспоминания о прошлом, в том числе и легенду о саратовских переселенцах, записали юные участники поисковой группы из Вырицкой средней школы №1. Многие представители семейства Давыдовых еще в дореволюционный период породнились с другими крестьянскими родами из села Введенское, деревень Мины и Куровицы.

Первый вырицкий помещик Саблуков

Императрица Екатерина II пожаловала Устинскую мызу с деревнями Устье, Мины, Горки, Каужа (ныне – Каушта), Борисово, Клетно и Вырица «бригадиру» Александру Александровичу Саблукову (1746-1828 гг.). Его лесная дача, граничащая с землями Новгородского уезда, возникшая на месте современного села Введенское, при впадении реки Суйды в Оредеж, упоминается в одном из архивных документов за 1780 год. Личность А.А. Саблукова заслуживает отдельного повествования, и можно вспомнить лишь некоторые эпизоды его биографии.

Он был сыном придворного камер-лакея, начинавшим свою службу в 1762 году сначала пажом, а затем камер-пажом при дворе императрицы Екатерины II. В 1767 году Александр Саблуков начинает военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В августе он был послан в Москву в числе других офицеров для усмирения беспорядков по поводу свирепствовавшей там «моровой язвы». В том же году за усердие, проявленное в данной кампании, капитан-поручик Саблуков производится в гвардии капитаны, а в 1778 году – в бригадиры. Но в этом звании он находился около года, вскоре оставив военную службу.

В 1780 году А.А. Саблуков назначается заседателем верхнего Земского суда Санкт-Петербургской губернии, а вскоре, получив чин действительного статского советника, переходит на службу в Петербургское государственное казначейство. Именно в этот период он был пожалован орденами Святого Владимира (1786 г.) и Святой Анны (1789 г.). На момент начала царствования Павла I он управлял Экспедицией о государственных расходах.

В 1796 году начинается его стремительный карьерный рост: Саблуков, получив чин тайного советника, назначается сенатором, а в следующем году – товарищем министра Департамента уделов и президентом Мануфактур-коллегии. В день коронации императора Павла I (1798 год) он получил от государя 500 душ крепостных крестьян. Однако, несмотря на покровительство царя, в 1799 году он оказался в опале, был отстранен от службы и всех должностей.

В 1800 году А.А. Саблуков, благоприятным образом помилованный императором, получил чин действительного статского советника. При Александре I он состоял членом Государственного Совета, был почетным опекуном Санкт-Петербургского воспитательного дома и председателем Опекунского Совета. Могила его находится в Александро-Невской лавре.

Вотчина генерала Бороздина

В конце царствования императрицы Екатерины II владельцем Вырицы и примыкающих к ней деревень становится генерал-поручик Михаил Саввич Бороздин, помещик Псковской губернии, скончавшийся в 1796 году. По наследству поместье перешло к его сыну – Николаю Михайловичу Бороздину (1777-1830 гг.), в то время служившему в лейб-гвардии Кирасирском Его Величества полку.

Боярский род Бороздиных был хорошо известен в России. Будущий вырицкий барин тоже был человеком незаурядным. Он получил хорошее домашнее образование, а в 11 лет поступил в Главное немецкое училище при церкви Святого Петра. После его окончания в 1794 году Николай поступил на военную службу корнетом в лейб-гвардии конный полк, а с 1799 года был переведен в Кавалергардский полк.

Белокурый красивый юноша, блестящий фехтовальщик и наездник, знавший несколько языков, масон (имел орденское имя – «Рыцарь вооруженного льва»), он быстро завоевал лидерство в «модных» компаниях и был допущен в окружение наследника – великого князя Александра Павловича. Находясь под защитой цесаревича, Николай позволил вызывающе вести себя в отношении государя. Как вспоминали современники, летом 1800 года царь приревновал Бороздина к Анне Гагариной (впоследствии – Лопухиной): во время бала он поднял веер, который уронила любимая царская фаворитка, после чего у них закрутился роман. За это Павел I отправил полковника Бороздина на шесть недель нести караульную службу в Петропавловскую крепость, на «хлеб и воду». К счастью, конфликт закончился довольно мирно. Кавалергард входил в число людей, ставших участниками заговора против императора

Павла I. С мая 1803 года он становится флигель-адъютантом государя Александра I…

В перерывах между службой Н.М. Бороздин приезжал в свое загородное поместье. Его земельные владения были обширными, в самой же Вырице в 1801 году числилось всего 20 душ мужского пола. Деревня состояла из девяти дворов. На реке Оредеж имелась мельница. Описание самого барского имения не сохранилось.

Известно, что в 1804 году часть бороздинской вотчины была выставлена на торги. Старинный документ Российского государственного исторического архива сообщает: «Состоящая в Софийском уезде Кавалергардского полку Полковника и Кавалера Николая Бороздина в деревни Вырицы земля продана от него первой гильдии Купцу Егору Карпову сыну Сухтову». Таким образом, одним из хозяев этих мест стал помещик Сухтов, в 1810 году числящийся надворным советником.

Наш герой на Бородинском поле

С 1805 года Н.М. Бороздин участвовал в сражениях с французской армией, храбро дрался в Силезии и Пруссии, за преследование неприятельской армии был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и золотой шпаги с алмазной рукоятью. В 1808 году он находился со своим полком в Финляндии, где командовал авангардами различных отрядов, а в 1810 году был назначен командиром 1-й бригады Кирасирской дивизии. Через год ему поручили формирование Астраханского кирасирского полка, с чем он блестяще справился.

Во главе Кирасирской бригады Бороздин участвовал в Отечественной войне 1812 года, в составе армии М.Б. Барклая-де-Толли. Здесь он проявил свои героические качества, многократно ходил в атаку на французскую кавалерию. За Бородинскую битву был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Эта война стала вершиной его воинской славы.

Ценя заслуги Н.М. Бороздина в Бородинском сражении,

М.И. Кутузов особо отмечал заслуги военачальника в своем рапорте императору: «Генерал-майор Бороздин привел 1-ю кирасирскую дивизию и повел оную с большим порядком и мужеством в атаку, опрокинув неприятельскую кавалерию, обще с полками 2-го и 3-го кавалерийских корпусов… и после жестокого кавалерийского боя неприятельская конница вовсе была сбита и принуждена удалиться».

После оставления русской армией Москвы Бороздин командовал партизанским отрядом, нанося немалый урон запертому в городе противнику. В дальнейшем он участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и на Березине. В городе Вильна по болезни он временно сдал свой отряд генералу Дибичу и вернулся в армию в июне 1813 года, уже в заграничном походе, командуя 1-й Драгунской дивизией. Проявил генерал-лейтенант Бороздин свою доблесть в сражении при Фершампенауазе в 1814 году, несколько раз атакуя французские соединения и принуждая неприятеля сдать оружие.

По возвращении в Россию в 1816 году Николай Михайлович был назначен командиром 4-го резервного Кавалерийского корпуса. Получил воинское звание «генерал от кавалерии». Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, после ее окончания, по причине пошатнувшегося здоровья, он вынужден был выйти в отставку.

Умер Н.М. Бороздин в 1830 году. Согласно оставленному завещанию, его похоронили в родовом склепе отцовского имения «Костыжицы» Порховского уезда Псковской губернии.

Андрей Бурлаков

(Продолжение следует)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...