Переезд на северные и южные курилы на пмж. Остров Шикотан: как мы здесь живем Кто живет на курилах

10:47 — REGNUM Жители России, решившие поехать работать на Курильские острова, теперь не смогут рассчитывать на подъемные выплаты и компенсации. Правительство островного региона заморозило выплаты до 2019 года, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

Алексей Лукашевич

ФЦП по развитию Курильских островов тяжким бременем легла на бюджет островного региона, который, после перераспределения нефтегазовых доходов от проекта Сахалин-2, сверстан на 2018 год с дефицитом в 10 млрд рублей, а после уточнения дефицит вырос до 12 млрд. Между тем, эту ношу региональный бюджет «везёт» практически в одиночку, не смотря на федеральный статус программы.

Вчера правительство Сахалинской области приняло Постановление № 65 о приостановке сразу нескольких программ по поддержки профессиональных кадров, приезжающих на Курильские острова. Согласно документу, те, кто решил переехать на Курилы, лишаются возможности получить подъемные на приобретение жилья — 1 млн 100 тыс. рублей, отменены компенсации на оплату части расходов на жилое помещение, а также — право на бесплатное повышение квалификации.

Постановление принято в рамках исполнения закона о бюджете 2018 года и плановом периоде на 2019 и 2020 года.

Это не первые «урезания» финансовой помощи тем, кто решил связать жизнь с Курилами. В 2017 году правительство региона уже сокращало такие выплаты. Причем, существенно.

Компенсация на приобретение жилья составляла до февраля 2017 года 1 млн 800 тыс. рублей, а после принятия постановления правительства понизилась до 1 млн 100 тыс. рублей, сообщало ИА Сахалин. Инфо .

Программа субсидирования для желающих приехать жить и работать на Курилах была создана в 2016 году. Срок действия — до 2025 года. На ее финансирование было отпущено 567 млн рублей. В 2016 году на эти цели должно было быть отпущено 76,4 млн рублей, но половину суммы бюджет сэкономил в связи с тем, что желающих связать свою жизнь с отдаленными островами, было крайне мало. На 2017 год в планах по финансированию значилось 84,7 млн, на 2018 — 90 млн. Но выплаты заморожены.

ФЦП по развитию Курильских островов, несмотря на статус федеральной, финансируется, в основном, из бюджета Сахалинской области. В октябре 2017 года правительство РФ объявило о выделении дополнительного финансирования на ФЦП, но уже в декабре, вопреки собственным же заявлениям, урезало ее в три раза — вместо 6,7 млрд рублей на 2018 год оставили только 2,12 млрд рублей. Эти деньги предназначены для развития связи, необходимой военным (по линии Ростелекома) и на создание центра мониторинга ЧС.

Все остальное — строительство жилья, инфраструктурных объектов, школ, больниц несет региональный бюджет.

«Это горячие термальные воды. Они к самой поверхности подходят, отсюда и пар», - поясняет водитель Вадим. Благодаря непрекращающейся вулканической активности на островах в любом месте земли можно «сверлить дырку» и получать геотермальную энергию. Её ресурсы неисчерпаемы, обогревать можно не только дома, но при желании улицы и тротуары, чтобы не замерзали зимой.

Парадокс, но при такой «энергетической халяве» на Курилах до сих пор встречаются дома с печным отоплением.

Ни кафе, ни кино

Парадоксов на островах хватает. На Итурупе, например, нет ни одной работающей автозаправки, что не мешает населению ездить на японских внедорожниках - они здесь главное транспортное средство. На вопрос: «Где топливо берёте?» - люди загадочно улыбаются. «Мы ж на солярке в основном ездим, а её у военных много», - приот-крывает завесу тайны Вадим.

Вообще-то заправку на Итурупе построили. Но… ей не могут найти хозяина. «Всему виной федеральный закон о госзакупках, - поясняет Т-атьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ» . - Мало построить - мы обязаны объявить конкурс и найти кого-то, кто согласится привозить сюда топливо с материка и продавать его по цене не ниже, чем в среднем по России. Но это же себе в убыток! Желающих нет. Вообще этот закон о госзакупках - полная катастрофа. Может, в масштабах страны он худо-бедно работает, но в наших микромасштабах - нет».

Многие люди, уехавшие на материк в 90-е, сейчас возвращаются на острова. Говорят, не могут там адаптироваться: не тот уклад жизни, не та природа, не хватает океана и бескрайних просторов... Но есть что-то ещё, что манит сюда. Что именно, я долго не мог понять. Может, деньги? Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера. Зарплаты в среднем - -50-70 тыс. руб., однако есть вакансии, за которые готовы платить в -1,5-2 раза больше. Плюс подъёмные (около 1 млн руб.), плюс служебное жильё.

«Когда после «прямой линии» президента у нас построили дом для врачей на 8 квартир, это была революция. Жильё до этого 30 лет не строили, - вспоминает Т. Белоусова. - Сейчас к нам приезжают люди из других регионов (с Алтая, например), но всё равно кадров не хватает - учителей, специалистов в области ЖКХ. Вообще, чтобы тут жить, нужно быть сильно мотивированным. Вечером сходить особо некуда - ни кафе, ни кинотеатра... Но всё равно здесь стало лучше, чем было 5 лет назад».

Местные целебные источники творят чудеса. Фото: АиФ / Дмитрий Писаренко

Битва за ресурсы

Скоро на Итурупе откроют новый аэропорт, и на острова, надеются курильчане, хлынет поток иностранных туристов. Они и сейчас есть (в основном корейцы и американцы), но хочется-то больше! Природа Курил уникальная. Где ещё можно и на медведя поохотиться, и палтуса поймать, и в серных ваннах искупаться? На местные целебные источники едут целенаправленно, чтобы излечиться от кожных недугов - экземы, псориаза, лишая... По статистике, 8 человек из 10 воз-в-ращаются домой здоровыми. А на острове Кунашир, говорят, есть термальный источник, избавляющий от бесплодия. Наконец, чего стоит набирающий ход экологический туризм: наблюдать, стоя на берегу, как гигантские, в сотни тысяч тонн, косяки тихоокеанского лосося идут на нерест в реку…

На Курилах есть золото, рений (он используется в авиа-ракетной технике, точных приборах), редкоземельные металлы. Но всё же главное их богатство - рыба. В условиях, когда Россия запретила импорт морепродуктов из стран ЕС, США и Канады, эту потерю вполне способны компенсировать Курилы. К слову, рыбо-добывающая компания, на заводах которой трудится 70% населения островов Шикотан и Итуруп, уже давно поставляет свою продукцию в Москву, Питер и другие регионы. Ежегодно у Южно-Курильских островов она вылавливает и перерабатывает 90 тыс. т рыбы и море-продуктов.

«Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало». Фото: Shutterstock.com / Sergey Rogalsky

«Если же взять все российские компании, то их вылов в районе островов Итуруп, Шикотан и Кунашир составляет 170-180 тыс. т в год, - говорит Дмитрий Григорьев, директор рыбопромышленного предприятия . - Что это за рыба? Более 100 тыс. т минтая, 30-40 тыс. т лососей, 9 тыс. т кальмара, 5 тыс. т трески, а также существенные объёмы сайры, терпуга, камбалы, морского ежа, ламинарии. Кроме того, в данном районе (а он является исключительной экономической зоной Россий-ской Федерации) ведут промысел рыбаки других стран, в том числе японские. Они действуют в рамках межправительственных соглашений. Их общий вылов превышает 8 тыс. т».

Конечно, японцам хочется иметь не 8, а все 180 тыс. т рыбы. И их разговоры об ущемлённом вместе с отторжением Курил национальном достоинстве - лишь красивое прикрытие в битве за богатейшие биоресурсы региона. По этой же причине Япония с крайней неприязнью следит за промышленным бумом, который сейчас творится на «северных территориях» без её участия. «Страшно то, что благодаря усилению экономического развития население ост-ровов будет иметь уверенность в своих силах», - написала как-то японская газета «Хоккайдо симбун».

Дело не только в уверенно-сти. Несмотря на разный климат и даже разный менталитет островитян (а что вы хотели - гряда растянута на 1200 км!), этих людей объединяет осознание того, что они принадлежат к единому сообществу. «Называйте это курильским брат-ством, если хотите, но иначе тут трудно выжить, - сказал мне один из рыбаков. - Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало».

И это то, что заставляет людей возвращаться сюда. То, что манит их и даёт силы жить.

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Всем привет! Если я прямо сейчас не продолжу рассказы о Большом Курильском Приключении этого сезона, то я их так и не успею дорассказать до начала сезона следующего:) Посему мы сейчас делаем небольшой заплыв на 50 километров на юго-запад от Бухты Броутона вдоль восточного побережья Симушира (30 километров по прямой) — и прибываем на осмотр и созерцание вулкана Заварицкого, названного […]

Октябрь 11, 2019

А я возвращаюсь к освещению Большого Курильского Приключения-2019. Напомню, что мы попрощались с островом Симушир и двинулись дальше на юго-запад по вектору нашего движения. Следующими островами в этом направлении будут 1) ничем не примечательный остров Броутона (как и одноимённая бухта названный в честь британского мореплавателя и исследователя Уильяма Броутона); и 2) пара небольших островов с весьма примечательными именами. Оба острова вместе […]

Октябрь 9, 2019

Будете в Ливане — никоим образом не пропустите совершенно волшебные пещеры Джейта (Jeita grotto), которые находятся всего в получасе езды от центра Бейрута. Две пещеры. Верхняя с огромных размеров залами и сухая, нижняя — поменьше размерами, но длиннее (примерно 2 и 7км) и по ней течёт поздемная река. Всё это выглядит вот так. Верхняя пещера:

Октябрь 7, 2019

Наверняка у большинства из вас бренд «Бейрут» вызовет не самые позитивные когнитивности. К сожалению, для этого есть вполне себе объективные причины. Всё очень просто. Здесь очень долго и совсем недавно была война. Которая, как сказано у рок-классика — «война без особых причин…». И есть разные мнения по этому поводу, не хочу лезть в эти истории… […]

Октябрь 7, 2019

Продолжаю исторически-археологическую ветку рассказов из Ливана. Тем более, что здесь есть что увидеть на эту тему. Именно здесь ведь стоят несколько древнейших городов мира, и один из них — Библ (или Библос). Сколько лет ему на самом деле — доподлинно неизвестно. Но интернеты врут рассказывают, что люди здесь жили аж 9 тысяч лет назад! Местные […]

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...