Горы соловецких островов. Соловецкие острова

Татьяна Петровна мечтала о Соловках давно.
Так хотелось ей приехать сюда, на север, на Белое море, хотелось увидеть Соловецкий монастырь, побывать на литургии, подышать этим воздухом и походить по этой горькой и святой земле на краю света.
Она решила идти на Соловки теплоходом, пусть дороже, чем поездом до Кеми и потом паромом до архипелага, но зато на водном пути будут озёра - Ладожское, Онежское, огромное, как море, Рыбинское водохранилище, будут каналы и особенно Беломорско-Балтийский канал, он же Беломорканал... да что говорить, как в известной песне - "ведь пароходы - совсем не то, что поезда".

Здание Северного речного вокзала Москвы, похожее на большой, белый корабль, оставалось всё дальше, по радио передавали бодрую музыку, а на душе Татьяны Петровны скребли кошки, ей было тоскливо и неспокойно - как там Юрочка, её муж, ведь только две недели прошло, как его выписали из больницы. Инфаркт был небольшой, мелкоочаговый, как сказали врачи, и всё, слава Богу, обошлось, но собирались ехать на Соловки вместе и путёвки купили заранее, подешевле, и вот как получилось.
Когда после недели реанимации мужа перевели в отделение, Татьяна Петровна немного успокоилась, но поняла, что на Соловки поедет одна - теплоход будет идти через огромные водные пространства, мимо лесных берегов, где на сотни километров никого, ни души, и даже сотовая связь не работает, поэтому не может она рисковать здоровьем мужа. А он, узнав её мнение, согласился.
Татьяна Петровна предложила вторую путёвку давней школьной подруге Любочке, и та вроде бы пообещала ехать, но в последний момент отказалась, отказалась и дочка с внучкой.

"Внучка понятно, у неё выпускные экзамены в школе, дочке присмотреть надо за ней и за отцом, а вот Любаша могла бы поехать, могла", - Татьяна Петровна горестно вздохнула от того, что поссорилась и не помирилась с любимой подругой перед отъездом, от того, что не успела сходить в церковь и поставить свечи Николаю Угоднику, покровителю всех странствующих и путешествующих, не подала записки, не помолилась на литургии... но главное, что оставила мужа после инфаркта.

Тяжело заныло, защемило сердце, Татьяна Петровна достала из сумочки валидол, положила под язык, постояла, стараясь дышать как учила её симпатичная докторша из районной поликлиники, и, немного успокоившись, пошла на корму, где ветер был поменьше, и где обычно, верные кораблю, летят, провожают и летят чайки.

И вот позади канал имени Москвы, Волго-Балтийский канал, Ладожское, Онежское озеро, реки, водохранилища и шлюзы, шлюзы, шлюзы, одни из которых поднимали на несколько метров, иной раз на семнадцать, другие опускали в тёмную, бетонную бездну, остался позади и суровый Беломорканал.

На глазах лиственные леса на берегу менялись на хвойные, появились выразительные ледниковые валуны, огромные камни и "танцующие", тоненькие, чахлые карельские берёзки, похолодало.
Наступили белые ночи, такие, казалось бы, знакомые по книгам, фильмам, и такие в действительности неожиданные - светло, как днём, было и в час, и в три, и в пять утра... то есть ночь пропала.
Наконец, появился берег острова и известные очертания Соловецкого монастыря, неповторимые в своей ясной и строгой красоте.

В первый день была обстоятельная экскурсия по монастырю, живописно расположенному между Святым озером и бухтой Благополучия, а во второй день, в раннее воскресное утро Татьяна Петровна пошла на литургию в храм, которая завершилась Крестным ходом вокруг высоких, массивных монастырских стен, сооруженных из огромных камней-валунов, размер которых достигал пяти метров.
Отдохнув немного, во второй половине дня, Татьяна Петровна отправилась на Секирную гору Свято-Вознесенского скита.

Автобус, куда села Татьяна Петровна и ещё человек двадцать туристов, был небольшой и старый, ехать предстояло около получаса по лесной дороге.
Молодой водитель ехал быстро, посмотреть в окна не было никакой возможности настолько сильной была тряска.
Татьяна Петровна двумя руками держалась за сиденье, однако, так подскакивала на кочках и ухабах, что ей казалось - вот сейчас непременно выскочит, порвав связки, какой-нибудь позвонок.
Она вздохнула с облегчением, когда вышла из автобуса.
Перед ней на высокой, заросшей хвойным лесом горе стоял белый, каменный храм, видимый отовсюду.

Венчает Свято-Вознесенский храм башенка с большим Крестом на крыше, в башне установлен самый высокий на Беломорье маяк, его свет виден с расстояния до шестидесяти километров, - услышала Татьяна Петровна голос молодого экскурсовода, - свет, идущий от Креста и указывающий странникам верный путь к Соловецкой обители, приобретал для них особое, символическое значение.

Туристы направилась вверх по широкой, грунтовой, круговой дороге, проложенной по склону Секирной горы и ведущей к вершине, где стоял храм.
Татьяна Петровна начала отставать от группы, наверное, сказалась усталость, всё-таки утром она отстояла всю воскресную службу и потом прошла со священнослужителями и многочисленными прихожанами Крестный ход.
Она шла не спеша, останавливалась, оглядывалась по сторонам, рассматривала разросшиеся кусты можжевельника, черники, кустики брусники, цветущие нежными, крохотными, розовыми соцветиями, мох между сосен и елей, изредка встречались хрупкие берёзки и осинки с зеленовато-серыми стволами, и никаких, никаких цветов.
Она вышла на площадку, где был установлен высокий, деревянный Крест.
Туристы стояли, окружив экскурсовода:

У северо-западного склона горы 21 августа 1992 года монастырём был воздвигнут Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких, освящённый Святейшим Патриархом Алексием II, - рассказывал экскурсовод. - Во времена концлагеря здесь располагалось IV отделение СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения - штрафной изолятор. В 30-е годы бытовала пословица: «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы». Сюда высылали не отбывать наказание, а умирать, и методы были самыми изощрёнными.

Группа повернула вправо по извилистой, лесной дороге к вершине, к храму, а слева Татьяна Петровна увидела старые, деревянные ступеньки, спускающиеся куда-то.
"Почему не пошли сюда? Куда ведут эти ступеньки?"
Она подошла, посмотрела вниз, сделала шаг, ещё и начала осторожно спускаться по шатким ступенькам, которых было не так много.

Солнечный свет плохо проникал сюда, в низину.
Сосенки, ели, тёмный мох и глухая, почти абсолютная тишина, и невысокие деревянные кресты, вокруг которых овальные, плавные углубления.
Татьяна Петровна приблизилась.
К каждому кресту была привязана фанерная табличка с надписью:
"Здесь похоронено девять человек", "Здесь похоронено пять человек", "Здесь похоронен один человек"...
"Так вот почему образовались эти углубления - просели могилы", - подумала с горечью Татьяна Петровна.

На вершине горы она догнала свою группу, туристы вышли из Свято-Вознесенского храма и остановились рядом с деревянной лестницей, круто спускающейся с горы.

Секирная гора, Свято-Вознесенский скит, - объяснял экскурсовод, - на вершине горы стоит храм-маяк. Храм двухэтажный. На первом этаже - в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. На втором этаже - Вознесения Господня.
В лагерное время здесь размещался штрафной изолятор для мужчин. Долго здесь не выдерживали - столь нечеловеческие, изощрённые пытки и издевательства практиковались. Людей раздетыми выгоняли на мороз, летом выставляли "на комары" и многое другое, о чём даже говорить страшно.
На Секирную гору ведёт лестница из трёхсот ступенек.
В прежние времена богомольцы старались обязательно по этой лестнице подняться, считая, что, сколько ступенек пройдёшь, столько грехов снимется.
В концлагере лестнице придумали своё применение, её использовали как способ страшной казни - человека привязывали к бревну и сбрасывали вниз.
Мы будем спускаться, будьте осторожны.
- А вы, - экскурсовод обратился к Татьяне Петровне, - не отставайте.
- Я только в храм зайду.

Она смотрела на невероятно крутую и длинную деревянную лестницу с узкими ступеньками и хрупкими перилами, где-то внизу мелькнула и исчезла женская фигура.
"Значит, я буду одна на лестнице", - подумала Татьяна Петровна.

Она спускалась осторожно, держась двумя руками за перила и ставя ноги не поперёк, а вдоль ступеньки - так, будто спускалась с горы на лыжах.
"Одна, две, три... семьдесят... сто девять... сто пятнадцать..." - больше она не считала, не могла, закружилась голова, страшно было посмотреть и вверх и вниз.

"Рассказывали, что каждая ступенька - это прощённый грех, глупости какие, если бы так было... если бы всё было так просто," - она почувствовала тошноту и нарастающее головокружение.
"Господи, только бы не упасть, наверное, давление. Таблетку не смогу взять - надо руки оторвать от перил, сумку открыть... не смогу".

Она стояла посреди невозможно крутой лестницы, стояла закрыв глаза и слегка покачиваясь, её руки крепко держались за перила.
"Я не упаду... дома Юрочка после инфаркта... я так нужна ему... зачем я нагрубила Любаше... вот гора меня и не отпустит... и в церковь не сходила перед отъездом... как я могла..."

Её руки намертво вцепились в перила, трудно было дышать, усилилась тошнота, слабость в ногах, во всём теле... во всём теле... и вдруг откуда-то повеяло черёмухой.
"Не может быть, сейчас середина июня, у нас в начале мая черёмуха отцвела, хотя здесь север", - подумала она, с трудом приоткрыла глаза, и сквозь ресницы неожиданно увидела около лестницы тоненькое деревце черёмухи с белыми, душистыми соцветиями, которые только распустились.

Её рука невольно отпустила лестницу и потянулась за черемухой:
"Одну маленькую веточку... приколю как брошку".
И стало, стало так легко и просторно, так свободно и радостно, она летела, летела, оставляя облака, радуги, дожди и снегопады, осенние листья, первые заморозки, и молодой Юрочка, улыбаясь, шёл навстречу.

Она очнулась на площадке, на склоне Секирной горы, с одной стороны которой закончилась лестница в триста ступенек, а с другой начинался пологий, широкий, грунтовый спуск. Перед ней стоял высокий, деревянный Поклонный Крест - не тот, который она видела при подъёме недалеко от могил, а совершенно другой, у основания которого, на груде камней, стояла икона Николая-Чудотворца.

"Отпустила", - выдохнула Татьяна Петровна и посмотрела на гору.
Она быстро спустилась по покатому спуску и оказалась на проезжей дороге - никого, можно было пойти в любую сторону, но она, не задумываясь, пошла направо.

Около автобуса, оживлённо переговариваясь, стояли туристы, увидев её, они спокойно, не спросив ни о чём, словно её не было две-три минуты, сели в автобус.
Татьяна Петровна заняла прежнее место, автобус тронулся, и вдруг она почувствовала, что села на какой-то предмет, привстала, посмотрела.
На сиденье лежала веточка цветущей черемухи.

Самым высоким местом на Большом Соловецком острове является Секирная гора. Её высота 73,5 метра. В ясную погоду с неё открывается чудесный вид на северную сторону Большого Соловецкого острова.

Историки утверждают, что первые жители Соловков иноки Савватий и Герман, прибывшие на остров с Валаама в 1429 году, поселились именно здесь.

Почему же гора называется Секирной?
Большинство людей даже не задумываются: конечно, мол, потому что в 20-30-е годы прошлого века здесь находился штрафной изолятор.
Но это не так, однако: Секирной гора звалась задолго до тех печальных лет.
И другое её название – Чудова гора.

Одна из версий происхождения названия начертана на камне у подножия горы:
«На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы прлживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху Л.А. 1857».


С тех пор, дескать, и прозвали гору: одни – Чудовой, другие – Секирной.
Кстати, скептики предполагают, что это вовсе не ангелы женщину высекли, а сами иноки. Тем не менее, в течение продолжительного времени женщинам на гору нельзя было подниматься.

Есть и другая версия, почему эта гора зовётся Секирной, она намного прозаичнее: просто-напросто на горе рубили лес для строительства - секли секирой.


Экскурсия на Секирную гору состоялась в последний день нашего пребывания на Соловках, и выдался этот день ясным, солнечным.

От Гостевого дома до Секирки всего 11 километров, но автобус шёл почти час: уж больно плохая туда дорога.
Приятно удивил водитель нашего автобуса, он ни за что не хотел брать девушку, которой не хватило места, и она согласна была ехать стоя. Наотрез отказался – нельзя, мол, по правилам безопасности.
Пришлось организаторам вызывать ещё один, в который пересели ещё несколько человек из другого автобуса – может быть, им тоже места не хватило?..


Дорога вилась по лесу - густому, красивому. Но снимать во время езды никакой возможности не было...
Наконец автобусы остановились у подножия горы, и мы стали подниматься наверх по пологой тропинке...


А можно было и по такой подняться.


На горе в XIX веке был основан Свято-Вознесенский скит. Вот он показан на карте, как и весь наш экскурсионный путь.


Валунная баня, указанная на карте под номером 3.


Небольшое картофельное поле...


Остановились у стендов, рассказывающих об истории Секирной горы, печально известной современникам, прежде всего, своим штрафным изолятором, который существовал здесь в "лагерные годы". Очевидцы рассказывают, что это была тюрьма в тюрьме с невыносимыми для людей условиями проживания. И мало кто выбирался отсюда живым.

Подробности выживания здесь проштрафившихся заключённых рассказывать не буду - в интернете множество эмоциональных историй.
Потому что без эмоций пересказывать невозможно...


Свято-Вознесенский скит получил официальный статус в 1861 году с возведением Воскресенской церкви.
Позже при церкви было построено деревянное двухэтажное здание для братии и паломников, которые занимались земледелием и огородничеством.


В 1992 году в скиту возобновилась религиозная жизнь.



В боковом приделе храма открылся музей штрафного изолятора.
Рядом стоит Поклонный крест в честь новомучеников соловецких.


Одноглавая церковь на вершине горы была построена по проекту архангельского архитектора А.П. Шахларева.


Церковь уникальна тем, что над её куполом установлен маяк.
Первоначально источником его света служили керосиновые лампы, освещавшие пространство в 49 километров.


История

Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие» (каменная плита с высеченным на ней текстом, повествующем об этом событии, находится у дороги на склоне горы).

Долгое время гора была необитаема, лишь в тревожные времена XVII -ХVIII веков, когда Поморью постоянно угрожали внешние враги, здесь был устроен сторожевой пост для наблюдения за морем.

Скит на горе основан в ХIХ веке. В 1860-1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева, много потрудившегося на Соловецкий монастырь. На первом ярусе храма престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором - в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе была колокольня с четырьмя колоколами.

Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне.

С западной стороны к церкви примыкает деревянный двухэтажный корпус для проживания немногочисленной братии и приезжающих гостей. На склоне горы были построены валунная баня, конюшня, выкопан колодец, посажены ягодные кустарники, разбиты огороды. Под горой, на том самом месте, где ангелы высекли «рыбареву жену», была построена каменная часовня в честь чуда архистратига Михаила в Хонех. В советское время часовню разрушили.

В 1861 году скит получил официальный статус со своим уставом. В летнее время здесь жили до шести человек братии, на зиму оставались два-три человека, которые вели жизнь отшельников.

Летом скит был одним из излюбленных мест для паломников. Сюда они приезжали, чтобы побывать на месте чуда, происшедшего много веков назад, полюбоваться незабываемыми видами острова, которые открываются со смотровой площадки горы.

Побывавший здесь В. И. Немирович-Данченко писал: «Весь Соловецкий остров раскидывался далеко внизу со своими лесами, озерами, полянами, церквями, скитами, часовнями и горами. Какие нежные переливы красок, какие мягкие изгибы линий. Тут - темная зелень соснового леса, там - изумрудный простор пойменного луга и повсюду - серебряные щиты изящных озер… Соловецкие острова - венец, а Секирная и Голгофа - адаманты венца сего, - говорили мне монахи об этих местностях».

Отсюда хорошо видна Сосновая губа, к берегу которой в 1429 году пристали преподобные Савватий и Герман. В 1627 году в этой губе на большой сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе на правом столпе, а на месте явления иконы была построена часовня в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До сих пор в Сосновой губе сохранился поклонный крест, установленный в 1812 году.

В последующие времена скит находился в ведении военных, здесь жили смотрители маяка.

Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.

Современность

4 июня 1992 года, в праздник Вознесения Господня, впервые после длительного перерыва, Божественная литургия была совершена в Вознесенском скиту на Секирной горе.

А 20 августа у подножия горы Секирной, где в лагерное время находился штрафной изолятор, был установлен семиметровый поклонный крест в честь Соловецких новомучеников. Святейший Патриарх благословил установку креста и непосредственно руководил его воздвижением.

В августе 1993 года музей-заповедник «Коломенское» передал в обитель предметы, ранее принадлежавшие Соловецкому монастырю, среди которых была икона «Чудо архистратига Михаила в Хонех» XIX века, сейчас она находится в одноименном храме Вознесенского скита на горе Секирной.

19 октября 2003 года близ дороги при подъезде к горе Секирной воздвигнут еще один поклонный крест.

20 июля 2006 года поисковой экспедицией, организованной Соловецким музеем-заповедником, была вскрыта и обследована одна из могильных ям на юго-западном склоне Секирной горы, где во времена СЛОНа размещался штрафной изолятор. В ней обнаружены останки 26 расстрелянных - еще одно свидетельство страшной страницы соловецкой истории. Насельники Вознесенского скита отслужили панихиду по убиенным рабам Божиим, затем останки предали земле. На могиле установили крест. По указу Святейшего Патриарха в 2003 году возобновилась монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе. Начальником скита был назначен иеромонах Матфей (Романчук).

21 ноября 2007 года, в праздник Собора архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, на Секирной горе была освящена часовня в честь новомучеников и исповедников Российских. Внутреннее убранство часовни очень простое - лишь икона Собора новомучеников Российских да кипарисовый крест, вырезанный одним из насельников скита.

21 августа 2008 года, в день праздника перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, на Секирной горе был установлен шестиметровый поклонный крест (красного цвета) в честь новомучеников и исповедников Соловецких. Находится он у начала тропы, которая ведет к месту массовых расстрелов узников лагеря. Освятил его исполняющий обязанности наместника монастыря архимандрит Мефодий. После воздвижения креста была отслужена заупокойная лития.

В 2005 году началась реставрация Свято-Вознесенского храма, были восстановлены росписи придела в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, начата реставрация келейного корпуса.

С 20 по 22 августа 2009 года на Соловках с пастырским визитом находился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этой поездке его сопровождали шесть архиереев Русской Православной Церкви и многие почетные гости. Среди них губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, председатель Комитета Государственной Думы по делам религиозных организаций С.А. Попов, вдова писателя А.И. Солженицина Н.Д. Солженицина.

Накануне праздника перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил всенощное бдение, а в сам праздник - совершение Божественной литургии. Богослужения проходили в Спасо-Преображенском соборе. За литургией были совершены две хиротонии насельников монастыря.

Днем 21 августа Святейший Патриарх Кирилл посетил храмы обители и экспозиции, посвященные узникам СЛОНа, среди которых был и его дед, иерей Василий Степанович Гундяев. Святейший Патриарх побывал в одном из мест его заключения - на Секирной горе, где молился в храме Вознесенского скита.

Престольные праздники Свято-Вознесенского скита

Вознесение Господне. В честь Вознесения Господня освящен престол в верхнем ярусе храма на Секирной горе.

В день праздника совершается Божественная Литургия. Богослужение завершается братской панихидой.

6 / 19 сентября - Воспоминание Чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонях. Придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех расположен в нижнем ярусе церкви на Секирной горе.

Богослужения в храме совершаются регулярно.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения - ледниковые отложения, есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Самая высокая гора Соловецкого архипелага - Секирная (ее второе название - Чудова гора). Название «Секирная» связывают с легендой о произошедшем здесь чуде: два ангела у подножия горы высекли вицами жену помора, который на Соловецких островах ловил рыбу и косил сено, но не позволял это делать монахам. От слова «секли» якобы и происходит название.

Название горы Секирная должно было бы происходить не от слова «сечь», а от - «секира» (средневековый боевой топор). Получается, что ангелы должны были засечь насмерть жену помора не вицами, а боевыми секирами.

Вы сторонник версии искусственного происхождения Секирной горы. Почему?

Острова Соловецкого архипелага плоские, словно отутюженные ледником. Высокие горы на них смотрятся как искусственные образования. На Большом Соловецком острове гора Секирная (или Секирка) - самая высокая, ее высота почти 100 метров. Огромные песчано-каменные насыпи Соловецких гор впервые описали краеведы в 30-х годах ХХ века. Но ученые не смогли объяснить, откуда на плоских островах могла появиться такая высокая гора. Предположили, что Секирка частично создана ледником и частично является пирамидой из валунов, которую построили несколько тысячелетий назад древние люди, населявшие берега Ледовитого океана и Белого моря.

В 2002 году российские ученые подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя в основе возвышения - ледниковые отложения, есть основания полагать, что сверху оно действительно дополнено насыпями искусственного происхождения.

Если древняя соловецкая гора - пирамида, откуда у нее исконно русское название? Зачем монахам нужна была такая странная легенда об ангелах?

Есть сомнения в том, что название горы изначально было славянским. Ведь и слово «Соловки» хоть и созвучно с «соловьями», не имеет к ним никакого отношения: соловьи за Полярным кругом никогда не водились. Легенду об ангелах монахи использовали как «доказательство» того, что Соловецкий остров должен принадлежать монастырю, а не коренным жителям.

На самом деле, археологи подтвердили, что Соловецкий архипелаг еще за тысячи лет до прихода первых монахов принадлежал жителям Беломорья. Новгородцы называли эти беломорские племена «чудью», а местные народы, ненцы, - «сикиртя».

Что означает название народа «сихиртя», какое отношение он имел к насыпям-пирамидам?

Упоминание о народе сикитря встречается в «Повести временных лет». В переводе с древнего языка «схрт» или «скрд» - это искусственная насыпь вытянутой формы. В слове «скирда» - тот же корень. Скирда - искусственная гора из сена вытянутой формы. Но скирда может быть не только из сена, поэтому возникла версия, что «схрт» - это форма примитивного насыпного доисторического жилища, наподобие гигантской скирды из травы, мха и веток, в котором жили наши древние предки. Та же древняя корневая основа «скрт» и в слове «скрыть». Ведь основная функция жилища - скрыться от холода и диких зверей. Людей, которые жили в таких примитивных жилищах, называли скитниками, а на севере - сикиртя.

Первые летописные сведения новгородцев о доненецком пещерном населении севера (ненцы пришли на территорию печорской тундры из-за Уральского хребта лишь в 13-14 в.в.) подтверждают, что жившие там племена не знали железа и обитали в пещерах.

Но в плоской печорской тундре практически нет гор, в которых сегодня можно найти такие пещеры, да еще чтобы в них могли жить пещерные люди…

Такими «горами» древнего пещерного народа могли быть только искусственные насыпи-жилища - огромные дома-скирды из торфа и мха. Тогда понятно, почему спустя тысячу лет от них практически ничего не осталось - они превратились в обычные небольшие холмы среди ровного ландшафта тундры. Периодически археологи находят в тундре следы доненецкой цивилизации - бронзовые и каменные орудия, украшения.

А следы жилищ народа сикитря не осталось?

Остались: еще в 19 веке академик Лепехин писал: «вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки». А что касается каменных насыпных гор, как Секирная, - то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых, пирамиды, сложенные из камней.

Таким образом, каменные горы на Соловках - не что иное, как памятники древней цивилизации. Нашим исследователям предстоит большая работа по изучению истории, скрытой в земле.

Анатолий РУКША

«Курьер Беломорья» 19(166)

Если о происхождении названия "Соловки" до сих пор ведутся споры: кто-то считает, что слово это идёт от саамского "соло" ("остров"), кто-то - что от новгородского "соловки" ("барашки") некоторые связывают его со словом "соловый ("туманный", "дымчатый"), а другие - со словом "соль" (очень уж солона вода в море, примерно 27 промилле), - то с происхождением названия "гора Секирная" в принципе всё ясно.
Вся история записана ещё сотни лет назад: "… два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. "Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет". После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. А рыбак, поспешно забрав семью, навсегда покинул Соловецкий остров. После этого никто из местных жителей уже не смел селиться на Соловецком острове. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название "Секирной". Так зовется она и поныне". Легенда эта и в камне увековечена, поставлена у подножия горы. И, не смотря на то, что есть и другая версия: Секирная она от того, что Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ, - но про вторую версию редкий гид расскажет.

Гора Секирная - или, как её чаще называют, Секирка, - самая высокая точка Большого Соловецкого острова: чуть менее восьмидесяти метров. Ещё в пятнадцатом веке Преподобными Германом и Савватием в основании её был поставлен деревянный крест, построена первая келья. Но ничего из тех, первых построек до нашего времени не сохранилось. А в девятнадцатом веке на вершине горы Секирной был основан Свято-Вознесенский скит и возведён уникальный храм Вознесения Господня: венчает его не просто купол с крестом, а настоящий маяк. Надо отметить, что в мире второго такого храма нет и поныне. Около года рассматривался проект, и в итоге было решено, что не будет святотатством, если купол церкви будет и путеводной звездой для моряков. Изначально для питания лампы использовался керосин, но в 1904 году маяк был реконструирован, была поставлена французская линза, которая находится до сих пор в рабочем состоянии.

В 1960 году маяк был капитально отреставрирован. Свет его и сейчас указывает кораблям путь. Маяк является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль.


Вид на храм-маяк от Белужьего мыса

Храм был построен по проекту архитектора Шахларова. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: на первом этаже - престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором – в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе была колокольня с четырьмя колоколами.

С западной стороны находятся келейный корпус и, много ниже по склону, валунная баня. Ранее на склоне были посажены ягодные кустарники, выкопаны огороды, построена конюшня, а с другой стороны, там, где ангелы секли рыбарёву жену - возведена часовня в честь чуда Михаила Архистратига в Хонех. До наших времен ни часовня, ни конюшня с огородами не сохранились.


Особого внимания заслуживает лестница, ведущая на Секирную гору. Современного туриста ведут по пологому склону горы, но паломники - дело другое. Для отпущения грехов они способны на многое. Вот и взбирались они по крутой лестнице к самому храму...

Советский период принёс Секирной горе дурную славу: в храме был устроен мужской штрафной изолятор. Страшное это было место, мало кто выходил оттуда живым. Сажали за побеги и подготовку к ним, за самоувечья (некоторые из заключенных играли в карты на отрезание пальцев), за отказ от работ и «контрреволюционную агитацию в лагере». Два неотапливаемых этажа, окна, забитые щитами, каменный пол вместо нар, отхожее место в алтарной части.

Трудились на лесозаготовке. Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке. Питание: утром – кружка кипятка на троих, по фунту хлеба, пшенный отвар, цинготникам – вобла на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог). Спали в храме. На ночь одежду изымали. Чтобы как-то отогреться на заиндевевшем полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый - вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль. Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Нередки были случаи, когда задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.


"Глазок" в двери нижнего придела церкви, позволявший наблюдать за узниками.


Подпиленная кем-то из узников решётка на окне сохраняется и в наше время - как ещё одно напоминание о трагедии.

На Секирке часты были пытки: кого-то заставляли переливать из одной проруби воду в другую, предварительно раздев донага, других - обливали холодной водой в мороз, третьим доставались "комарики" - обнажённого человека привязывали в лесу к дереву и оставляли так на ночь. Соловецкий комар - крупный и их много, так что редко кто доживал до утра... Говорят еще про "лесенку": что привязывали человека к бревну и сталкивали вниз по тем самым 298 ступенькам, что должны от грехов освобождать. Но про это нет никаких документальных свидетельств. Оно и понятно: выжить в этой ситуации не смог бы никто, а документально такие "развлечения" не фиксировались... Умерших скидывали в общие могилы. Долгое время не было известно место этих захоронений, но в 2005 году, при попытке разровнять часть склона под огород, было обнаружено первое из них. Раскопки проводятся до сих пор, устроено кладбище жертв уСЛОН, а перед ним - возведена часовня и поставлен поклонный крест.

Поклонных крестов на Секирке ещё два: один - в основании горы с пологой её стороны, второй - у подножия лестницы. Все три созданы мастером-резчиком по имени Георгий Георгиевич Кожокарь.

Кресты на северных просторах не случайно устанавливают в этаких кадках, засыпанных валунами: земляной покров очень мал, вкопать основание высокого креста невозможно. А так - стоят...

Ещё одно напоминание о лагерном периоде: вросшая в дерево колючая проволока.

А это "ухо", выросшее на стволе берёзы, говорят, исполняет желания. Но - только одно, самое сокровенное. И только женское. Мужчины могут шептать в него сколько угодно - ничего не выйдет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...