Кто такой лоцман и чем он занимается. Лоцман — это кто? Или научный подход в любви к морю

«Небольшой корабль огибал мыс, который был одной из сторон маленькой бухты. На противоположном берегу находилось поле, где стояли рыбаки. Только самые небольшие суда да и то лишь изредка, осмеливались подходить близко к этому берегу, где было много подводных скал и песчаных мелей.

Отчаянные , которые пустились в столь опасное плавание, находились на продолговатой черной шхуне. Корабль, на котором были распущены только грот и легкий кливер, протянутый к самому концу бушприта, грациозно и легко скользил по воде, вызывая почти у всех суеверное изумление. Лоцман вглядывался в темноту так, как будто у него было нечеловеческое зрение. Все на корабле чувствовали, что их руководитель превосходно знает науку мореплавания, и воскресшая уверенность пробуждала в них удвоенное усердие. Команда над кораблем была без разговоров передана ему; и в наиболее тревожные минуты, когда брызги от волн перескакивали через реи, все, до последнего человека, жадно ловили каждое слово незнакомца, приводившее их к столь магическому послушанию ».

Лоцман - старейшая профессия , известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н. э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы. Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания. Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания . Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

выход судна из реки непростая задача

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов : к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории - лица проводившие исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории - прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов , поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела .

Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля. В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок. Была изменена ответственность лоцманов : жестокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами.

Появилось определение слова «лоцман » (от голландского имени «lootsmann ») - это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов . Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы. Все более развивающее судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной. Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания .

С расширением территории Российской Империи лоцманские учреждения стали появляться в конце XVIII века. В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост способствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Черном море.

В 1903 году появились первые лоцманские бригады . Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство.

Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Петр I - он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение.

Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов. Кроме проводки судов , причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей. Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах.

работа лоцмана в фотографиях

переход на судно опасная работа

когда лоцман на борту капитан спокоен

лоцман осуществляет проводку контейнеровоза

украинскую лоцию обеспечивает организация «Дельта-лоцман»

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага - лоцманский. Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку. Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение Лоцману присваивается особый знак, который он носят на груди при выполнении служебных обязанностей, он не имеет права разглашать посторонним лицам о знаках и особенностях фарватеров и акваторий.

Стоимость платы за услуги лоцмана и порядок выплаты устанавливается правилами, которые издают морские министерства по согласованию с министрами силовых ведомств, а также уставами лоцманских обществ. Кроме провода кораблей и судов к обязанностям лоцманов относится производство в портах промеров рейдов и фарватеров, принимают участие в постановке предупредительных знаков и т.п.

Лоцманы имеют в своем распоряжении лоцманские катера . Один из таких проекта 70161 "Лоцман Коханов" построен в 2001 году на судостроительном заводе в городе Николаеве.

лоцманский катер «Лоцман Коханов»

Технические данные лоцманского катера «Лоцман Коханов»:
Длина - 25 м;
Ширина - 6 м;
Осадка - 2 м;
Водоизмещение - 111 тонн;
Скорость - 12,5 узла;
Силовая установка - два дизельных двигателя «VOLVO PENTA» общей мощностью 960 л. с.;
Экипаж - 3 человека;
Количество мест для лоцманов - 7;

Лоцман - знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман - лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой - постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла. Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман - это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию. Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом - это требует хорошей физической формы.

Оплата труда

Зарплата на 16.09.2019

Россия 30000—70000 ₽

Москва 45000—80760 ₽

Знания и навыки

Лоцман - это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Где учат

Лоцманами становятся капитаны, т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.

Только дипломированный капитан имеет право, изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом. В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование:

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»

  • Московская государственная академия водного транспорта,
  • Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
  • Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
  • Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
  • Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
  • Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

Среднее специальное образование

Специальности «Судовождение»

  • Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
  • Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина
loodsman ) - моряк или речник , по квалификации - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда , особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта . Лоцмана доставляют на Лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор - плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы - для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи , бакены и береговые створные знаки .

См. также

Напишите отзыв о статье "Лоцман"

Отрывок, характеризующий Лоцман

Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах. Подходящие образовательные специальности: Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), судовождение, эксплуатация внутренних водных путей, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Ключевые предметы: Математика (профильный), русский язык, физика / информатика и ИКТ / химия (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза).

Стоимость обучения (средняя по России): 150000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 5 лет специалитета на очном отделении.

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль).

Знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним.
Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.
Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман - лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.
В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой - постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следу¬ет пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей.
Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания.
В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла.

Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс.
С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено
проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман - это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию.
Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом - это требует хорошей физической формы.

Знания и навыки

Лоцман - это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Заработная плата

100.000-150.000 руб. (publicsea.ru).

Где учат

Лоцманами становятся капитаны,
т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.
Только дипломированный капитан имеет право, изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом.
В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»
. Московская государственная академия водного транспорта,
. Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
. Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
. Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
. Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
и др.

Среднее специальное образование

Специальности «Судовождение»
. Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
. Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова лоцман

лоцман в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лоцман

лоцмана, м. (гол. loodsman).

    Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.).

    Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.).

    Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и питающаяся остатками их пищи (зоол.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лоцман

А, м. Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер.

прил. лоцманский, -ая, -ое.

лоцман

А, м. Небольшая морская рыба, плавающая обычно около судов и крупных рыб.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лоцман

    м. Тот, кто хорошо знает местные условия плавания и проводит суда в опасных районах, на подходах к портам и т.п.

    м. Небольшая морская рыба отряда окунеобразных, сопровождающая на далекие расстояния корабли или крупных рыб.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лоцман

ЛОЦМАН (нидерл. loodsman) специалист по проводке судов, знающий местные условия плавания.

лоцман

рыба отряда окунеобразных. Длина до 70 Во всех тропических и субтропических морях, иногда в умеренных водах, редко в Черном м. Держится около акул, дельфинов, морских черепах.

Лоцман

В дореволюционной России лоцманы образовывали лоцманские общества в каждом порту, под начальством лоц-командира, назначаемого от казны. До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана - «носниками» назывались артели речных лоцманов, «корабельными вожами» - те, кто водил морские корабли по взморью и дельте Севера.

Лоцман (рыба)

Ло́цман , или рыба-лоцман - морская рыба из семейства.

Длина тела до 60 см. На хвостовом стебле имеются кили из утолщённых чешуй; первый спинной плавник состоит из трёх низких колючек.

Окраска тела синевато-белая с 5-7 тёмно-синими широкими поперечными полосами. Часто встречается вместе с акулами, что объясняется двояко: или лоцман питается испражнениями акул, или остатками их пищи. Обитает во всех тропических и субтропических морях; летом иногда проникает в умеренные воды. Совершает далёкие миграции. Питается мелкой рыбой, ракообразными и др. Нерестится в открытом море.

Примеры употребления слова лоцман в литературе.

Проводную деньгу, что идет от корабельщиков лоцману , со всей честностью и без воровства будешь отдавать отцу Агафонику на новый карбас и снасть.

Он работал лоцманом и водил каботажные суда по проливу Бигл и между островами архипелага мыса Горн.

Пока подходят буксирчики и подают буксирные троса, я узнаю, что в Лондоне перебои с сахаром и пипифаксом -- лоцман только что швартовал британское судно.

Вслед за капитаном и лоцманом и мы с Пахомычем поползли вниз по якорной цепи выручать верп и боцмана.

Капитан и доктор, закутанные, как настоящие гренландцы, сели в сани Ганса Игаллико -- не только хорошего лоцмана , но и отменного погонщика собак.

Время от времени группы рабов в такой же одежде и в таких же тюрбанах на головах, что и на смуглых купцах, поднимались на галеры, а за ними шли толпы жабообразных тварей -- матросы, лоцманы , гребцы.

Кивнув, Корженевский уплатил непомерную цену в два шиллинга за газету, зная безобидную привычку лоцманов спекулировать на этом.

Пехотный капитан как раз вел солдат на палубу, когда по сходням поднялся Корженевский, а за ним тот самый лоцман , который сопровождал их вверх по реке.

Лишь когда лоцман благополучно покинул судно в Грейвсенде, Корженевский присоединился к американцам в кают-компании.

Остальные же -- матросы, лоцманы и капитаны -- были уроженцами Палоса, Уэльвы и Могеры и жили в собственных домах.

По слову лоцмана Хорнблауэр приготовил горе-команду к возможному повороту оверштаг, но предосторожность оказалась излишней.

По Замкнутому морю могло кружить больше парусников, чем полагал лоцман , кроме того, они наверняка еще не миновали линию патрулей вдоль побережья.

Из этого очерка я помню сюрреалистические рассуждения некоего плотового лоцмана о том, что: плот переворачивается медленно, и потому в процессе переворота обычно есть возможность перешагнуть с одной поверхности плота на другую и, благодаря этому, не промокнуть.

Итак, Всеволод Владимирович разрешил себе покапризничать, когда мы приближались к месту приема лоцманов в заливе Делавэр у маяка Харбор-оф-Рефьюдж, а Пескарев покорно сносил придирки, потому что штурманская работа характерна абсолютной невозможностью практически соблюсти и выполнить все и вся, что теоретически требуется соблюдать и выполнять.

Без всякого сомнения, - подтвердил плававший по реке Мерсей лоцман , - ведь при помощи винта бриг преисправно отмахивает по четырнадцати миль в час.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...