Тунис. Карфаген должен быть разрушен

В процессе тюленьего пляжного отдыха мы обязательно берем хотя бы одну экскурсию, чтоб не жариться каждый день на пляже. В Тунисе для повышения общего кругозора был выбран Карфаген. Стоила экскурсия 80$ с человека. Занимает она весь день с утра до вечера.

Программа экскурсии: непродолжительная прогулка по столице Туниса - Тунису 🙂 ; музей Карфагена; древний Карфаген; бело-голубой город Сиди-бу-Саид на берегу моря; поместье виноделия Chateau Bouargoub и дегустация тунисских вин.

Мы ездили с экскурсией от своего отеля Les Colombes ().

Итак, сперва нас экскурсионный автобус привез в столицу страны - Тунис. Там мы увидели только одну улицу - Хабиба Бургибы. Именно здесь собраны самые красивые здания столицы... Проверю и остальные улочки, когда в следующий раз прилечу сюда как самостоятельный путешественник.

Главная достопримечательность Туниса вживую выглядит очень красиво:

Архитектура некоторых зданий необычна:

Сквер с памятником обнесен колючей проволокой. Я думаю, это сделано для предотвращения протестных акций.

Затем мы проследовали на узкую улочку, где царствуют торговцы, впаривая всякие-разные штучки туристам. Мы быстренько пробежались по ней, ничего не купив. Затем - в автобус, на следующую точку.

Нас ждет Карфаген: самое интересное - это развалины, которые я очень люблю рассматривать и представлять, какими они были раньше.

Вот мы и на месте:

Сохранилось немногое, достаточно минут 40, чтобы всё обойти. Предлагаю посмотреть фотографии:

Вход в грот:

Финиковая пальма на территории развалин:

Подземный ход:

Кое-где сохранился узор на камне:

Очень красиво выглядит Карфаген, если посмотреть в сторону моря.

Я не отказалась от идеи быть запечатленной рядом с древними постройками:

Как обычно на экскурсиях, нас проводили на рыночек. Мое внимание привлек колоритный торговец в шляпе:

А вот он снял свою шляпу и предстал нашему взору со своей рыжей шевелюрой:

Улочка в Сиди-бу-Саид, ведущая к морю:

Спустились вниз:

Очень красивый вид на горы.

Сверху цвет моря - божественный.

Не менее круто выглядит причал с кучей яхт:

Последний разок прикрепляю фотку с морем, честно.

Теперь пора вернуться в бело-голубой город и осмотреть его чуть внимательнее.

Попросили кого-то сфоткать нас 🙂

Автомобильный указатель на тунисской дороге. Карфаген и Сиди-бу-Саид налево! 🙂

Обратный путь в Хаммамет быть не столь интересен. Заехали на винодельню, продегустировали несколько тунисских вин. Ночью у Антона появились признаки отравления. Пришлось даже вызывать врача по страховке. Возможно, виновато какое-то из вин... Так что дегустируйте осторожнее. Фотографий винодельни не делала, там было слишком тесно и многолюдно.

Дорога "домой". Этот мост мне что-то напоминает...

Видимо, песчаный карьер. Ведутся какие-то работы. Жалко горы. Фото из окна автобуса.

Ну и напоследок, бедная тунисская собачка. Она грустненькая и грязная. И наверняка голодная. Очень ее жалко, но покормить было нечем.

Вот и всё, что мы увидели на этой экскурсии. В целом - интересно, но было много народу, а я не очень люблю столпотворения. Поэтому в другой раз, если и поеду на экскурсию, предпочту индивидуальную.

Карфаген понравился, немного напоминает мне крымский Херсонес.

Бело-голубой город - интересно очень там погулять. Местных жителей мало, в основном туристы. Красивые виды на море. Симпатичные извилистые улочки. В Сиди-бу-Саиде мы купили магнитики по 1$ на память.

Столица Тунис - нормально. Не могу оценить: слишком мало мы там были и почти ничего не увидели.

Был возведен прекрасный город Карфаген. У города была богатая история, о который, к сожалению, в наше время могут напомнить лишь небольшие фрагменты прежних зданий. Руины Карфагена в 1979 году включили в список наследия ЮНЕСКО.

Существует легенда , гласит она о том, что царица Дидона решила купить в этих краях землю, для того чтобы основать город. Ей позволили купить территорию, которую сможет охватить одна бычья шкура . Сообразительная особа, долго не думая, разрезала шкуру на тонкие полоски и связала их между собой - получившаяся «веревка» обозначила границы ее владений. Поэтому возведенная цитадель в центре Карфагена названа Бирсой , что означает «шкура».

Карфаген , или «Новый город» по-финикийски, был заложен с надеждой на большой успех , и он смог заслужить статус крупнейшей державы Средиземноморья. Переходя из рук в руки во время войн, он то расцветал в роскоши и красивом убранстве архитектуры, то тух, словно облитый водой костер.

Во время Пунической войны Карфаген был разгромлен римлянами, затем снова отстроен и превращен в важный город Римской Империи. Позднее и вовсе стал раннехристианским церковным центром. В итоге Карфаген был захвачен во время Арабского завоевания и окончательно разгромлен .

Территория , как и полагается таким местам, овеяна множеством тайн . Ученые из разных уголков мира занимаются раскопками. Ежегодно находят все новые и новые артефакты, подтверждающие или опровергающие описанную в книгах историю города.

Сохранилась лишь малая часть фрагментов за пунический период: несколько построек , часть улицы и порта , а также Тофет . Тофетом называлось место жертвоприношения, здесь были обнаружены останки животных и людей.

Остальные части Карфагена уже сохранились со времен, когда к власти пришли римляне. Фрагменты традиционного для Римской Империи амфитеатра , который в свое время был построен на 10 тысяч посадочных мест. Интересным для изучения являются части римского водопровода и акведука . Термальный комплекс (бани) римского императора Антонина Пия представлен на сегодня только руинами подвальных помещений, где производился пар, и нагревалась вода. В древние времена это было довольно масштабное строение с большими залами, где находились горячие ванны, с палестрами, где выполнялись гимнастические упражнения, с комнатами отдыха для проведения бесед и подсобными помещениями.

Наследия пунического (карфагенского), римского и византийского периодов, полученные во время раскопок археологов, экспонируются в Национальном музее Карфагена (Musee National de Carthage) на холме Бирса.

В наши дни, великий Карфаген является пригородом города Тунис . Здесь располагается резиденция президента страны и Карфагенский Университет.

И так, вторая часть отзыва: ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА.
Как я уже писала в предыдущем отзыве, отдыхали мы в Тунисе с 11 по 27 сентября с.г. Ещё дома нами были запланированы шесть экскурсий, пять из которых удалось воплотить в жизнь. Я заранее готовила список мест, которые хотела бы посетить, но никакие туристические справочники не могут заменить личного впечатления от увиденного. И не верьте тем, кто утверждает, что в Тунисе нечего смотреть. Это говорят люди, весь отпуск не вылезающие с пляжа. Попробую Вас в этом убедить. Напишу о самых понравившихся местах.

ТУНИС- КАРФАГЕН – СИДИ БУ САИД
Во время этой экскурсии мы посетили три города Туниса. Первым городом на нашем пути была столица Туниса, которая носит то же имя, что и страна. Около часа замечательный экскурсовод рассказывал нам славную историю своей страны. По словам ГИДа «Оливки и туризм» - это те два бога, которым молятся местные жители.
ТУНИС – очень современный, шумный и энергичный город. Его ещё называют страной «победившего феминизма». В других странах арабского мира женщины ходят в чадре, занимаются кухней, домом и воспитывают детей. В Тунисе, благодаря реформам президента Бургибы, женщине созданы все условия для полноценной жизни. Они, наравне с мужчинами, учатся, работают и развлекаются. Т.е. живут полноценной жизнью, чем не может похвастаться, например, наш любимый Египет. В Тунисе законодательно отменено многоженство, согласитесь – это явление для мусульманского мира феноменальное. Вообще законодательство делает массу поблажек для женщин.
В столице Туниса есть современные автострады, наземное метро, отели, кафе, рестораны, стадионы и музеи. В самом городе множество зданий французского стиля, память о колониальных временах. Как и в других городах страны, Центральная улица Туниса названа в честь первого президента - Авеню Хабиб Бургиба. Начинается эта улица от ворот старого города – Медины. На центральной улице столицы находится национальный театр Туниса. Его ступени являются местом встречи молодых людей и студентов. Кстати, сам Тунисский Университет не намного моложе Оксфордского. На этой же улице стоит гостиница «International», где и была наша первая остановка. Группе дали время прогуляться до Старого города Медины, который известен своим большим базаром, с лабиринтом торговых рядов. Здесь можно было купить всевозможные памятные сувениры и подарки. ГИД сразу предупредил, что базар настолько большой, что можно заблудиться, поэтому не стоит увлекаться и заходить вглубь торговых рядов. Когда попадаешь в Старую Медину, то складывается впечатление, что погружаешься в восточную жизнь со всем ее колоритом и пряными запахами специй. Мы, действительно, побоялись заблудиться и вернулись на Авеню Бургиба, что бы сделать памятные снимки. Вообще, центральная улица столицы выглядит очень по-европейски. У меня сложилось впечатление, что Тунис- это город, где естественно смешались и переплелись «вчера и сегодня».
МУЗЕЙ «БАРДО»
Национальный музей мозаики «Бардо» так же находится в столице. Здание музея - это старинный дворец, где представлена самая большая коллекция древней римской мозаики, а так же статуй богов и героев. Все экспонаты музея найдены при раскопках в различных городах Туниса.
Вход в музей охраняют два мраморных льва. Для того, чтобы делать фотографии, надо заплатить 1 динар (22 руб). В музее просто огромное количество настенной и напольной мозаики, всевозможных размеров и сюжетов. Есть настенные мозаики размером в несколько этажей, которые висят на лестницах музея. В праздничном зале находится самый большой сохранившийся фрагмент мозаики – целых 56 квадратных метров!
Очень красивые потолки самого здания дворца, многие украшенны росписью в итальянском стиле или необыкновенно тонкой, кружевной резьбой. Вообще, про музей очень трудно рассказывать и писать, это надо видеть. Мозаики можно рассматривать часами, а экскурсовод подробно расскажет, кто и по какому поводу их создавал. Наш ГИД на протяжении всей экскурсии не уставал повторять афоризм «Жизнь коротка, а искусство вечно».
КАРФАГЕН
Следующим местом посещения был знаменитый, и знакомый каждому со школьной скамьи, город Картаж или Карфаген. Эта, некогда могущественная империя, основанная финикийской принцессой Элиссой, несколько раз была разрушена и возрождалась вновь. До настоящего времени сохранились остатки римских зданий Капитолия, Карфагенского амфитеатра и терм Антония. Руины Карфагена располагаются в нескольких разрозненных местах, где и по сей день, ведутся раскопки. Мы побывали только в парке комплекса терм (бань) императора Антония Пия, которые построенны на берегу моря и лучше всего сохранились до наших времён. После терм Траяна в Риме, эти термы были самыми большими в Римской империи. Аристократия Карфагена встречалась здесь для отдыха, купания и ведения деловых разговоров. Конечно, от всего великолепия остались только развалины, но и они впечатляют.
Рядом с парком расположен забор летней резиденции Президента Туниса Бен Али, которая строго охраняется (вокруг забора стоят будки с автоматчиками). По территории расставлены таблички с предупреждениями, что фотографировать в этом направлении нельзя. Кстати, портреты президента и государственные флаги висят повсюду – в холлах отелей, в магазинах, в лавках, в кафе. Этакий патриотизм на показ.
Современный Карфаген - это один из самых престижных пригородов Туниса. Здесь много белоснежных вилл и живёт знать, а так же находятся резиденции послов иностранных государств. Карфаген бережно сохраняют от современности. Все телефонные и электрические кабели убраны под землю, так что, прогуливаясь по городу, легко вообразить, что время повернулось вспять и ты попал в другую эпоху. По словам ГИДа: местные власти до сих пор штрафуют домовладельцев, если те не обновляют окраску на своих домах.
Вообще, мы поймали себя на мысли, что как – то необычно прикоснуться к древним камням, хранящим воспоминания о былом величии целой Империи... Когда-то в Советские времена, изучая историю Карфагена по школьной программе, мы даже не могли себе представить, что увидим всё это воочию …
Из Карфагена мы отправились в пригород, что бы пообедать в одном из отелей сети «Caribbean» . Далее наша экскурсия следовала в романтический городок художников, артистов и поэтов…
СИДИ БУ САИД
И, наконец, последний пункт нашего путешествия - это живописный бело-голубой городок Сиди Бу Саид, который расположился на горе Эль Манар, и находится неподалеку от Карфагена. По-моему это одно из красивейших мест, которое нам довелось видеть в Тунисе.
Белый и голубой – основные цвета домов этого городка. Еще в начале 20-х г. городок Сиди Бу Саид, по инициативе британского барона Эрланжер, был взят под защиту как исторический памятник.
Мы следуем за ГИДом мимо цветущих плантаций кактусов, галерей и сувенирных лавочек. То и дело нам встречаются студенты с планшетами в руках, делающие наброски местных архитектурных «шедевров» … Мы буквально с открытым ртом крутим головами на 180 градусов и фотографируем, фотографируем и фотографируем …
Круто поднимающаяся вверх главная улица, наконец, приводит нас к кафе «Натт». Говорят, это самое знаменитое кафе Туниса, благодаря картине Огюста Макке «Вид на мечеть». Здесь ГИД прерывал своё повествование и отпустил нас на полтора часа в свободное плавание. Это были самые короткие полтора часа в моей жизни. От усталости не осталось и следа. Мы успеваем прогуляться по торговой улице с множеством торговых лавочек, сделать множество снимков и заглянуть в знаменитое кафе. Каждый дом этого городка, каждая дверь, увитая плющом или розами, настоящие произведения искусства. А какой изумительный вид открывается с террасы кафе на Тунисский залив и гору Бу-Корнин. Думаю, что этот замечательный, сказочный городок не оставит равнодушным ни одного туриста. Чтобы проникнуться атмосферой этого удивительно красивого места, надо побыть здесь хотя бы один день, но, увы, времени у нас слишком мало. Мы вынуждены спешить обратно к автобусу. Жаль, что было очень, очень мало времени на осмотр.
Эта замечательная, познавательная экскурсия заняла весь день. Стоимость на 1 человека с обедом 65 Динар (1400-1450 руб.). К ужину нас привезли обратно в отель, на заслуженный отдых.
Весь следующий день мы мирно прибывали на пляже, и делились впечатлениями от увиденного, с новыми знакомыми по отдыху. Отдохнув и набравшись сил, готовые к новым впечатлениям, мы отправились на экскурсию в город Эль Джем.

ЭЛЬ ДЖЕМ
В первую очередь город Эль Джем знаменит своим амфитеатром, который в 1979 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как, и почти все другие римские поселения в Тунисе, г. Эль Джем был построен на месте бывшего финикийского поселения. Римляне называли его Тисдрус (Фисдрус) и при них он был местом, где сходились многие торговые пути, по которым доставлялось продовольствие в Рим. Огромный Колизей и является напоминанием о тех временах.
И так, о главной достопримечательности города – амфитеатре или Колизеи.
Ещё издалека мы приметили это сооружение, но подумали, что это просто гора. И только, подъезжая ближе, поняли, что это творение рук человеческих. Это огромное здание, высотой 38 м, видно со всех точек города. Диаметр здания около 430 метров. Три этажа конструкции вмещают до 40 тыс. зрителей. Кстати, Колизей в Риме ненамного больше размерами и по вместимости, но сохранился значительно хуже. Я не видела Римского Колизея, но предполагаю, что Тунисский амфитеатр выглядит не менее величественно. Здание в Эль Джеме очень хорошо сохранилось, включая подземные помещения, где содержались узники и животные. В древние времена здесь проходили бои гладиаторов, а христианских мучеников бросали на растерзание диким зверям. Нередко Колизей становился и оборонительной крепостью. По одной из легенд, Эль-Джем связан с городом Махдией подземным тоннелем, по которому может пройти слон, а другой тоннель якобы ведёт к катакомбам города Сусса. На территории амфитеатра до сих пор ведутся раскопки и восстанавливаются подземные помещения. Разрушению Кализея не мало поспособствовали и местные жители города, которые пользовались его стенами, как каменоломней для нового строительства. Но каким бы разрушениям ни подвергался Колизей, он и сейчас гордо и величественно возвышается над Эль Джемом.
В настоящее время на территории Колизея проводятся международные фестивали классической музыки. На территории бывшей арены монтируется современная сцена, так же оформляют зрительские трибуны. Что ещё запомнилось, так это шикарная акустика, присутствующая в амфитеатре. Кстати, именно в этом Колизеи снимался Оскароносный фильм «Гладиатор». В общем, есть на что посмотреть, от чего впечатлиться, и чем восхититься. Нашей группе дали чуть больше часа свободного времени для осмотра и покупки сувениров. Мы самостоятельно бродили по подземным лабиринтам Колизея, делали интересные снимки, поднимались на самые высокие точки здания, откуда открывается хороший вид на современный город Эль Джем.
Из Колизея нас везут в античную резиденцию - виллу «Африка». Это некогда один из самых роскошных домов в Римской Африке площадью в 3 тыс.м2. На сегодняшний день вилла восстановлена и отреставрирована процентов на 70. А так же восстановлена древняя мозаика с изображением богини Африки, в честь которой и названа вилла. На территории виллы до сих пор ведутся раскопки.
Эта интереснейшая экскурсия занимает всего половину дня. В 6 утра туристов забирают из отеля, и уже к середине обеда привозят обратно. Стоимость на 1 человека 35 Динар (770 руб.). Уже после обеда мы отдыхали на пляже своего отеля.
Это я всё о познавательном, теперь о развлекательной экскурсии.

ЛАЗЕРНОЕ ШОУ
Развлекательное представление проходит вечером на территории парка «Мединат Эль Захра», недалеко от г. Сусс. Парк и его сцены находятся в окружении гор и занимают около 3 га земли. Предшествует лазерному шоу фольклорное представление, где разыгрываются сценки сватовства и свадьбы из жизни берберов.
Сначала нас проводили в импровизированную берберскую деревню, где развлекают приглашенных гостей перед свадьбой. Здесь можно было фотографироваться в импровизированных хижинах берберов, послушать музыкантов и посмотреть Тунисские танцы, в которые активно завлекаются туристы. Затем все переместились в импровизированный амфитеатр, где собственно и разыгрывалось действо сватовства и самой свадьбы. Всё представление сопровождалось красивой джигитовкой на арабских скакунах.
Далее всех гостей пригласили в ресторан, где состоялся классический тунисский ужин. Гостям подавались традиционные блюда, основным из которых, конечно же, был кус-кус. К ужину подается без ограничения столовое красное вино, минеральная вода и другие напитки. Весь ужин сопровождается на сцене фольклорным шоу, где показываются национальные костюмы, танцы, обычаи и сама церемония свадьбы.
Кстати, в действительности же свадьбы в Тунисе длятся 7 дней и являют собой грандиозное представление. Причем жених и невеста празднуют порознь, каждый со своими родными и близкими, и друг друга не видят, а встречаются только в последний день свадьбы)))
На наш взгляд первая часть вечера хоть и была достаточно насыщенной и интересной, но немного затянута. Народ, попробовав угощения, стал активно покидать ресторан.
Далее нас ждало ещё более удивительное зрелище – Лазерное шоу «Звука и света». Всё шоу сопровождается закадровым текстом на нескольких языках, в т.ч. и на русском. Действие происходит в амфитеатре, где с одной стороны находятся каменные трибуны с плетёными циновками для зрителей, а с другой стороны – декорация восточной крепости, с зубцами и бойницами. В центре амфитеатра находится импровизированный пруд метров 80 в диаметре, а в середине – фонтаны с подсветкой.
Как только на стене, как на экране, высветилась первая трёхмерная лазерная проекция, в амфитеатре раздались аплодисменты. Действительно - зрелищно! Помимо лазерного шоу, параллельно происходит театрализованное действие и на сцене, рассказывающее 3000 летнюю историю Туниса. Весь спектакль настолько интересный, что до последней минуты держит в напряжении. А уж как всё это дополняли темная ночь, африканское звездное небо и тонкий лик полумесяца …
Если собираетесь в Тунис, очень рекомендую включить парк «Мединат Эль Захра» в список обязательных к посещению мест, разумеется - вдобавок к Карфагену.
На этом я закончу свой длинный рассказ о наших экскурсиях в Тунисе. Конечно, он получился сумбурный и не полный, а многое мы просто не увидели. Не увидели, например, Бизерту, где находится самая крупная гавань на всем Средиземном море. Не увидели много античных городов, к примеру, знаменитую Утику … Да даже Карфаген посмотрели не весь… Думаю, что при следующем посещении Туниса я всё таки решусь на увлекательную двухдневную экскурсию в Сахару. А, может быть, возьмём да и махнём на самый юг Туниса, на остров Джерба. Вот тогда будем совсем близко к Сахарае)))
А закончить свой опус я хочу всё так же:
Если Вы всё ещё терзаетесь сомнениями, стоит ли посетить Тунис, мой Вам ответ «ОБЯЗАТЕЛЬНО» !

Существовавшей в тех местах 2500 лет назад.


Древний Карфаген – это руины римских строений, поднявшихся над Картагой в пуническую или финикийскую эпоху.

"Карфаген был в свое время богатейшим городом мира. Сельское хозяйство, лежавшее в основе его благосостояния, почиталось занятием почетным .

Бурная история Карфагена – ныне чистого и зажиточного пригорода, расположенного в 20 километрах от Туниса – началась в 814 году до н.э. Царица Дидона или Элисса, преследуемая своим братом, правителем финикийского города Тира Пигмалионом, после продолжительных скитаний высадилась на северном побережье Туниса. Дидона попросила местного царя предоставить ей убежище, и разрешить построить дом. Царь ни за что не хотел давать согласие. Тогда Дидона попросила выделить ей столько земли, сколько сможет покрыть шкура быка. Царь был в хорошем расположении духа и обрадовался новому развлечению. Дидона приказала забить самого большого быка, а затем разрезала его шкуру на очень узкие полоски, и обнесла ими большую территорию. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает «шкура»).

Так, согласно легенде, был основан Карфаген.
ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КАРФАГЕНА

1.1 ДРЕВНИЙ КАРФАГЕН.

Карфаген (что означает по-финикийски «новый город») был основан в 814 г. до н. э. колонистами из финикийского города Тир . Римляне называли его Carthago, греки – Кархедон.

После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.

Город был окружен 34-километровой лентой стен толщиной в девять и высотой в пятнадцать метров. Внутри стен располагалось несколько сотен боевых слонов в загонах, склады фуража; стояли конюшни на четыре тысячи лошадей и казармы на 20 тысяч пехотинцев. Наш разум с трудом постигает, какие затраты энергии и человеческих жизней потребовались римлянам, чтобы сокрушить эти яростно защищаемые циклопические сооружения.

Расположенный на легко охраняемом полуострове с неограниченным запасом рыбы, древний Карфаген процветал, становясь одним из богатейших городов мира той поры. Однако богатство Карфагена не давало покоя давним конкурентам города. И Рим дождался своего часа – в 146 году до н.э. после более чем столетних боевых действий, Рим разрушил город .

В IV до н. э. город Карфаген сильно расширился и стал заселяться торговцами, ремесленниками и землевладельцами. Около Бирсы возник обширный жилой район Мегары, застроенный многоэтажными домами. Карфаген сложился как крупное рабовладельческое государство, владевшее множеством колоний. Беспощадная эксплуатация порабощенных народов и работорговля обеспечили огромный приток богатств. В древнеримских анналах карфагенян называют пунами и характеризуют их как жестоких и коварных врагов, не знающих пощады к побежденным. Как военно-торговая и рабовладельческая держава Карфаген постоянно нуждался во флоте и армии. У Карфагена имелись первоклассный флот и армия, которые держали в безусловном повиновении подвластные Карфагену народы. Армия комплектовалась из числа иностранцев-наемников. Из кажд ой народности формировали особый род войск. Например, из ливийцев составлялась пехота, из нумидийцев – конница. Жители Балеарских островов поставляли в карфагенскую армию отряды пращников – метателей камней. Разноплеменная, разноязычная карфагенская армия управлялась местными вождями, которыми командовали карфагенские военачальники и офицеры. Пунийцы-карфагеняне не несли рядовой военной службы. В карфагенской армии были постоянные части, вооруженные камнеметательными и таранными машинами для взятия крепостей. Особые части армии имели боевых слонов, которые использовались для прорыва вражеских рядов и истребления живой силы неприятеля во время боя.

Еще большее значение имел военно-морской флот. В мореплавании карфагеняне использовали вековой опыт финикийцев. Они первыми начали строить большие пятипалубные корабли – пентеры, без труда обгонявшие и уничтожашие в бою римские и греческие триремы и галеры. Флагманские корабли карфагенян были семипалубными и назывались гептерами.

Национальный музей Карфагена, расположенный на холме Бирса, где прежде размещалась крепость, представляет собой замечательное место для начала знакомтва с этими местами. В музее представлена обширная коллекция археологических находок – керамики, масляных ламп, утвари, мозаики – отражающих особенности быта карфагенян более тысячелетия тому назад.

В руинах Карфагена сохранились огромные резервуары. Группа таких резевуаров находится у пригорода Марса, и насчитывает более 25 емкостей. Другая группа расположена у пригорода Мальга. Здесь было не менее 40 емкостей. Неподалеку от них находятся руины большого акведука, подававшего воду в Карфаген с кряжа в горах Тунисского Атласа. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м. Этот акведук был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 – 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 – 211 гг.) он снова был перестроен. Акведук разрушали и снова восстанавливали вандалы. Руины акведука до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена. Второй по длине акведук находится близ Рима.
На самом верху Карфагенской возвышенности, в районе поселка Сиди-бу-Саид, на значительном удалении от Бирсы находятся руины раннехристианских культовых зданий. Это – базилика Дамос-эль-Карита. Это было огромное строение: в длину около 65 м, а в ширину – не менее 45 м. В базилике было девять нефов. Центральный неф имел ширину пролета 13 м. Южнее этого нефа находилась апсида басилики. Четыре колонны указывают на когда-то стоявший здесь иконостас.

Памятников пунической эпохи в Карфагене осталось только два - руины храмов Танит и Баал–Хаммона да кладбище жертв богини Танит (каждая семья, в том числе и королевская, приносила в жертву младенца).

Тиннит (Танит) - богиня странная. Неизвестно, как появился ее культ. Тиннит отождествляли с Астартой, богиней плодородия и любви в Сирии, Финикии и Палестине ; в эллинистическое время - с матерью богов Юноной, с Афродитой Уранией или Артемидой.

Она - девственница и в то же время супруга; "око и лик" верховного божества, Баал-Хаммона, богиня луны, неба, плодородия, покровительница деторождения.

При этом, Тиннит не блещет женской красотой и статью. Древний скульптор изобразил ее приземистой женщиной с головой льва; позднее "великую матерь" представляли крылатой женщиной с лунным диском в руках. На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи.

Современный Тунис, на территории которого некогда располагался Карфаген - это небольшое процветающее средиземноморское государство, которое не без основания называют "cамой европейской страной Северной Африки".
1.2 ГОРОД И ДЕРЖАВА

Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад.

По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus – финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 г до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. Г ород Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.

Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке – область обитания собственно карфагенян – приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии – Утика, Лептис, Гадрумет и др. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря.

Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей.

Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена.

В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки.

По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли.

ГЛАВА
II

КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

2.1Сельское хозяйство.

Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна, вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим чрезмерным пристрастием к вину, были приняты даже специальные законы против пьянства, например запрещавщие употребление вина воинами. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма . В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз.

В отличие от республиканского Рима, в Карфагене мелкие земледельцы не образовывали костяк общества. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. Некий Магон, живший, вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство по ведению сельского хозяйства. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. Отрывки из сочинения, приведенные в римских источниках, свидетельствуют о том, что Магон использовал греческие руководства по земледелию, но пытался приспособить их к местным условиям. Он писал о крупных хозяйствах и касался всех сторон сельскохозяйственного производства. Вероятно, в качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители – берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков. Упор делался главным образом на товарные культуры, растительное масло и вино, однако характер местности неизбежно предполагал специализацию: более холмистые районы отводились под фруктовые сады, виноградники или пастбища. Существовали и крестьянские хозяйства среднего размера.

Помимо домов, храмов и дворцов знати, в городе было множество мастерских: там обрабатывали железо, медь, свинец, бронзу и драгоценные металлы, ковали оружие, выделывали кожи, ткали и красили ткани, делали мебель , керамическую посуду, украшения из драгоценных камней, золота, слоновой кости и стекла.

Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши – например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием «тирский пурпур», – известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой – в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения.

В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что-либо, кроме копий.

Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших.

Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, – на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии – там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать.

Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене.
2.2 ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Карфагеняне особенно преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он в значительной степени руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников.

Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Власти содержали в хорошем состоянии сложные сооружения торговой гавани Карфагена, как и его военную гавань, которая, по-видимому, была открыта для кораблей иноземных судов, но заходили туда немногие мореплаватели.

Поразителен тот факт, что такое торговое государство, как Карфаген, не проявило должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена.

Товары и торговые пути . Конкретные данные о предметах торговли Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства о его торговых интересах достаточно многочисленны. Типичным в ряду таких свидетельств является рассказ Геродота о том, как происходила торговля на западном побережье Африки. Карфагеняне высаживались на берег в определенном месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были за товары, в рассказе не упоминается.

По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть – в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов.

Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах – Египте, Финикии, Греции, Южной Италии – и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях.

Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед.

Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта.

Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи.

Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается.

О культуре карфагенян в истории древнего Карфагена почти ничего не известно . Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец , где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским.

Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства , этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических – таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать «изящной словесностью».

В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны.

2.4 СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ

Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется.

Союз с этрусками . Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу – вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами – греками, занявшими Корсику.

Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии.

Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы.

Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилию. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415–413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир.

Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед.

В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом.

В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя («Пиррова победа»), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.

Войны с Римом . Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами.

Война шла 24 года (264–241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э.

В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании – растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, – могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.).

Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Delenda est Carthago» – «Карфаген должен быть разрушен». Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

"...Карфаген должен быть разрушен!" - этими знаменитыми словами консул Катон Старший закончил свою историческую речь в римском Сенате. Его слова оказались пророческими - армия Карфагена была разгромлена. Могучее государство Ганнибала, некогда завоевавшее всю Северную Африку, Сицилию, Сардинию и даже Южную Испанию, перестало существовать, а некогда процветавший средиземноморский Карфаген был превращен в руины. Даже землю, на которой стоял город, было приказано посыпать толстым слоем соли.

В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование.
ГЛАВА
III

РИМСКИЙ КАРФАГЕН

3.1 КАРФАГЕН
КАК КРУПНЫ
Й ГОРОДСК
ОЙ ЦЕНТР
.

Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.

Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции.

Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.

Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. В истории Римского Карфагена упоминаются рассказы о публичных казнях христиан, о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, но выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429–533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.

Недалеко от города Тунис находится Карфаген – город, который был основан финикийцами где-то в 814 году до нашей эры. В те времена на тунисском побережье было образовано несколько колоний-факторий для осуществления меновой торговли с местным населением.

К 5 веку до нашей эры эти поселения превратились в одну большую морскую державу, которую назвали Карфаген, в 3 веке до нашей эры это государство стало мощным противником Риму. Вражда между двумя державами превратилась в три войны, которые потрясли древний мир.

Карфаген и его наемная армия, боевые слоны и полководцы наводил ужас на жителей Рима, для многих людей сегодня слово «Карфаген» вызывает ассоциацию с фразой: «Карфаген должен быть разрушен». Это выражение в древности использовал в конце своего выступления сенатор Рима, Катон-старший.

Последняя война между странами завершилась разгромом Карфагена, было это в 146 году до нашей эры. От державы не осталось ничего, римляне постарались рассыпать на руинах 400 повозок соли, чтобы даже местная земля была бесплодной еще много лет.

На протяжении 19-20 веков и по сей день продолжаются раскопки руин древнего города, сегодня посетить эти места может каждый, кто приезжает в Тунис, однако осмотреть все и сразу не удается почти никому, ведь на одной части ведутся работы, часть имеет статус особого режима, остальное находится на огромной территории. Обойти всю площадь за один день нереально, поэтому туристам лучше выбрать самые значимые объекты и изучить их, или приехать сюда несколько раз.

Среди всего великолепия, которое еще можно изучить, особо хочется отметить руины терм Антонина – одного из самых крупных курортов древней эпохи. Эти бани уступают по размеру только термам Траяна в Риме. Также заслуживает внимания римский амфитеатр, где одновременно могло разместиться до 50 000 человек, а также акведук.

Также совсем не далеко от Туниса, в его пригороде расположен Национальный музей Бардо - одно из самых больших хранилищ древних ценностей. Такое количество уникальных экспонатов вы больше нигде не встретите.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...