Крушение самолета в результате теракта. Россия официально признала, что на борту А321 произошел взрыв

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Следствие заключило, что на борту российского самолета, разбившегося в Египте, был совершен теракт. Россия найдет террористов, виновных в крушении А321, в любой точке планеты, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе совещания об итогах расследования причин крушения самолета, сообщает сайт Кремля.

Путин поручил усилить работу боевой авиации РФ в Сирии, а также попросил МИД РФ обратиться к партнерам за содействием в поиске и наказании преступников.

"В совещании приняли участие министр обороны Сергей Шойгу, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, начальник Генерального штаба Вооружённых сил Валерий Герасимов, министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков", — говорится в сообщении Кремля.

Доказательства теракта

ФСБ: экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на A321 В результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства, заявил глава ФСБ Александр Бортников.

Совещание в Кремле прошло в понедельник поздно вечером. Бортников доложил о причинах крушения российского пассажирского самолета 31 октября. Он отметил, что исследованы личные вещи пассажиров, багаж и части самолета, разбившегося в Египте.

"В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства", — заявил Бортников.

Вывод специалистов подтвердил страшную версию теракта. "На борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло "разваливание" самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии", — сообщил глава ФСБ о данных исследования.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт", — констатировал он.

Найти в любой точке планеты и покарать

ФСБ: на борту A321 в полете сработало самодельное взрывное устройство В ходе исследования личных вещей и элементов российского авиалайнера было установлено, что во время полета на борту самолета сработала бомба мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте.

Реакция президента последовала мгновенно: террористов надо найти и покарать, где бы они сейчас не находились.

"Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем", — заявил Путин.

Глава государства подчеркнул, что еще не забыты взрывы в Волгограде в декабре 2013 года.

ФСБ признала терактом катастрофу A321 над Синаем Исследование личных вещей и элементов самолета, экспертизы выявили следы взрывчатого вещества на А321, что свидетельствует о том, что на борту самолета произошел теракт, сообщил глава ФСБ Александр Бортников.

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли", — отметил Путин.

Теракт на борту самолета, по его словам, также относится к числу наиболее кровавых.

"Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников", — резюмировал президент РФ.

Усилить операцию в Сирии и обратиться к партнерам

МВД РФ готово к любым вариантам осложнения ситуации из-за терактов У российских стражей правпорядка есть опыт реагирования на террористические вызовы и угрозы, заявил глава МВД, добавив при этом, что все необходимые меры для обеспечения безопасности граждан будут обеспечены.

Сразу же после получения доказательств о теракте президент дал поручения Министерству обороны, Генеральному штабу и МИД, заверяя всех, что террористы не уйдут от наказания.

"Мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае — внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом", — сказал он.

"Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно", — сказал Путин, попросив Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. "Я проверю, как идёт работа", — подчеркнул он.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнёрам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей", — обратился президент к внешнеполитическому ведомству.

Депутат ГД призвал усилить безопасность в связи с угрозой терактов Необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности как на воздушном транспорте, где высока степень террористической угрозы, так и внутри страны, заявил депутат Госдумы Дмитрий Горовцов.

Путин подчеркнул, что Россия будет действовать в соответствии со статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций, предусматривающей право государств на самооборону. При этом он добавил, что наказание понесут также и укрыватели преступников.

"Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах", — сказал президент РФ, попросив спецслужбы сосредоточиться на этой работе.

Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа", который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.

Поздно вечером в Кремле Президент устроил совещание с участием министров обороны и иностранных дел, начальника Генштаба, директоров ФСБ и Службы внешней разведки. Были доложены итоги расследования авиакатастрофы в Египте. Глава ФСБ подтвердил: это был теракт. На борту российского самолёта сработала бомба.

"Проведены исследования личных вещей багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 числа. В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате чего произошло, так сказать, разваливание самолета в воздухе. Чем объясняется большой разброс частей фюзеляжа самолета на таком расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт", - заявил глава ФСБ РФ Александр Бортников.

"Россия не первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями. Чаще всего без всяких видимых причин внешних или внутренних. Так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли. Убийство наших людей на Синае в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались, мы их найдем в любой точке планеты и покараем, - сказал Владимир Путин. - При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае внешней политики и политике безопасности, политике борьбы с терроризмом. Наша работа, боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена, она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно".

Президент попросил Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения и сказал, что проверит, как идет работа.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей. Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающих право государств на самооборону. Все, кто попытаются оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах. Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе", - сказал Президент.

ФСБ России уже принимает меры к розыску лиц, причастных к теракту на борту аэробуса А-321 и объявляет награду в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет задержать преступников.

Самолёт "Когалымавиа" рухнул на Синайском полуострове 31 октября. Домой, в Петербург, из курортного египетского города Шарм-эль-Шейх возвращались 217 пассажиров. Все они, а также экипаж из семи человек погибли.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

Ряд независимых специалистов в качестве приоритетной рассматривают версию теракта на борту военного самолета Ту-154, который потерпел крушение через несколько минут после взлета.

Он вылетел с сочинского аэропорта "Адлер" и направлялся в сирийскую Латакию. В нем находились, по последним данным, 92 человека, среди которых - журналисты, Ансамбль песни и пляски имени Александрова, высокопоставленные военнослужащие. По данным Минобороны, никто из них не выжил. Самолет предположительно вез секретные документы. Артисты собирались выступить в Алеппо, который был занят сирийскими войсками в декабре, рассказал "Медузе" сотрудник коллектива. Это противоречит информации в ведущих российских СМИ, согласно которой концерт предполагалось провести на авиабазе "Хмеймим".

Газета "Коммерсант" приводит мнение майора ВВС, летчика-инструктора Андрея Красноперова, который практически не сомневается в том, что лайнер взорвался в воздухе. В качестве главных аргументов, выдвигаемых в пользу такого предположения, он называет два факта, которые установлены к настоящему моменту: во-первых, слишком большой разброс обломков, достигающий 15 км; во-вторых, слишком резкое и скорое прерывание полета после момента взлета.

Видео, снятое камерой наблюдения предположительно во время крушения Ту-154 в Сочи

"Это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты пропадает с экранов радара", - заявил он, отметив, что "резкое падение "резкое падение… бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось".

Эта катастрофа напомнила ему гибель гражданского лайнера А321 в Шарм-эш-Шейхе, где поначалу российские власти также всячески отказывались признавать версию теракта и лишь позже вынуждены были согласиться с тем, что имел место взрыв на борту.

"Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени", - звучало мнение.

"Летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета… На экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается", - продолжал летчик.

Инструктор не сомневается, что при таких условиях лишь умышленно спровоцированный взрыв мог неожиданно прервать полет судна.

"…Если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте, - завели эксперт. - Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе".

В свою очередь издание "Открытая Россия" приводит слова авиаэксперта Вадима Лукашевича, который также обратил внимание на большую площадь рассеивания элементов лайнера.

"…Отмечается, что обломки рассыпаны по площади в полтора километра. А это много, потому что это может быть свидетельством того, что самолет начал разрушаться еще в воздухе… А если в воздухе - то это теракт. Потому что невозможно, чтобы при ошибке пилотирования самолет разрушился в воздухе. Это нужно сорвать его, например, в штопор, и это очень сложно было бы сделать. А если это техническая неисправность, то, все равно, не бывает таких неисправностей, которые приводят к разрушению в воздухе", - сказал специалист.

В беседе с Русской службой "Би-би-си" он подтвердил, что версию теракта исключать не стоит.

"…Исключать возможность взрыва на борту нельзя… В случае, если выяснится, что обломки самолета лежат на большой площади, то это будет означать, что разрушение Ту-154 началось в воздухе", - высказался Лукашевич, указав, что считать этот самолет старым и непригодным к эксплуатации нельзя.

В разговоре с "Новой Газетой" он предоставил более расширенное объяснение своей позиции, которая во многом соответствует рассуждениям Красноперова.

"Когда взорвали Airbus над Синаем, весь мир знал, что это теракт, - объяснял Лукашевич. - Все разведки сообщили, одни мы две недели дурака валяли. Просто если это теракт, нужно понимать, что это ответ нам за Алеппо… Когда взорвали самолет над Синаем, все понимали такую вещь - это Шарм-эш-Шейх, плохая система безопасности, радикальные группировки. Сегодняшний контекст - убийство нашего посла в Турции сотрудником госбезопасности. Сегодня мы понесли потери уже в Министерстве обороны… Наиболее вероятными называют ошибку пилотирования и техническую неисправность. Но дело в том, что за 7 минут полета самолет успевает набрать приличную высоту. Для той высоты обломки, найденные в совершенно разных местах - это слишком. Это говорит о том, что он начал разрушаться в воздухе. Никакая техническая неисправность не в состоянии привести к разрушению самолета в воздухе. Самолет - это достаточно надежная штука. Если разрушение начало происходить в небе, значит, уже там произошло что-то неординарное… Почему шасси оторвалось? Шасси у самолета могло быть оторвано, если он шел на посадку, если пилоты не успели его убрать. Но, понимаете, семь минут - это много, летчики не могли шасси не убрать. Если шасси было не убрано, они бы об этом сообщили. Стая птиц? Тогда должны вырубиться два или три двигателя сразу. Но на высоте два-три километра у них масса времени принять решение. Яркий пример - «чудо на Гудзоне»", - заключил специалист.

В свою очередь ранее упомянутый летчик-инструктор Красноперов в беседе с "Новой газетой" снова подчеркнул, что катастрофа напоминает ему трагедию над Синайским полуостровом.

"Та же история: самолет пропадает с радаров, потом выясняется, что, оказывается, у него оторвался хвост, и через огромное количество времени нам сообщают о теракте, - напомнил он. - Понимаете, летчику нажать кнопку сигнала бедствия - это доля секунды… Но тут пусто, обрыв связи. Дальше, разлет осколков самолета - на 15 км. Это значит, что он развалился в воздухе. Самолет крепкий, даже попадая в воду, у него, ладно, может отвалиться крыло, но он не развалится на части. Людей просто так не может раскидать на несколько километров (паспорт корреспондента нашли в нескольких километрах от шасси). … Он сел с целью дозаправиться… Что появилось на самолете после этой дозаправки? Здесь ведь не так, как на гражданских. После контроля документов подъезжают машины, загружают дополнительные вещи. Пронести что-то гораздо проще. Люди свои, все расслабленные, никто не думает о безопасности в этот момент".

Со своей стороны военный эксперт Александр Гольц также насторожился из-за того, "что российская власть сразу начала отрицать версию теракта", передает "Би-би-си". В то же время он признал, что самолеты Ту-154 являются морально устаревшими машинами.

Аналогичное мнение высказывает в беседе с "Комсомольской правдой" Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов.

"В связи с тем, что обломки на значительном расстоянии сейчас разбросаны, это говорит о том, что самолет, возможно, уже разваливался в воздухе, - сообщил он. - И не исключено, что это был теракт (ситуация политическая сейчас очень сложная). Есть возможность говорить о каких-то диверсиях. Все, наверное, догадывались, куда летит самолет, и что-то могли подложить в багаж, еще куда-нибудь. То есть это, мне кажется, схоже с египетским случаем…", - отметил специалист.

По его словам, ключевой момент события связан с дозаправкой самолета в Сочи.

"Скорее всего, подъезжали сервисные службы, был какой-то довоз воды, естественно, были заправщики, были технические службы. Потому что должны были пройти все технические регламенты, всё выполнить техническое со стороны наземных служб. Поэтому народу подходило к самолету довольно много", - предположил он, пояснив, что в этот момент, вероятно, в багажный отсек была подложена мина.

В то же время он пояснил, что при иных обстоятельствах у экипажа была бы возможность подать сигнал бедствия, чего в данном случае сделано не было.

"За 7 минут самолет мог набрать порядка 3-4 тысяч метров, и оттуда все возможности передать у экипажа были, если бы не было какой-то неожиданной, внезапной ситуации, когда все происходило практически мгновенно, экипаж был лишен возможности передать о сложностях, которые возникли на борту. Поэтому, скорее всего, здесь был какой-то теракт", - резюмировал эксперт.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ подтвердили, что потерпевший крушение самолет Ту-154 лишь недавно - осенью нынешнего года - прошел плановое обслуживание, а управлял им опытный пилот, сообщает "Интерфакс". Со своей стороны источник в экстренных службах также исключил версию об ошибке пилота и назвал "благоприятными" погодные условия в районе авиакатастрофы.

"Маловероятна и версия ошибки пилотов, потому как они имели большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов. Что касается метеоусловий в районе крушения, то они были благоприятными для выполнения полета", - сказал источник.

Таким образом, различные официальные лица в совокупности фактически исключили версию теракта. Тем не менее, власти не спешат обозначать эту версию даже в качестве одной из возможных, а вместо этого рассматривают техническую неисправность в качестве причины крушения лайнера.

Тем не менее, о том, что силовые структуры отрабатывают версию теракта, сообщает "Фонтанка". По ее данным, ФСБ проверяет всех лиц, занимавшихся обслуживанием самолета Ту-154. Источник в Минобороны рассказал, что Ту-154 выполнял функции так называемого "почтовика", перевозившего большой объем военных бумаг, среди которых могли быть и секретные депеши.

Следует отметить, что среди пассажиров разбившегося самолета - помимо музыкантов - были и высокопоставленные российские военные, в том числе генерал-лейтенант Валерий Халилов и глава военной полиции Минобороны России генерал-лейтенант Владимир Ивановский. Фамилии прочих погибших военнослужащих Минобороны РФ пока не раскрывает.

Известно, что на борту Ту-154 была съемочная группа телеканалов "Звезда" и НТВ, репортеры "Первого канала", а также бывший журналист РЕН ТВ.

В катастрофе погибла и глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, которая летела на авиабазу Хмеймим, чтобы отвезти медикаменты в университетскую больницу Латакии.

По данным издания Life, артистам Ансамбля песни и пляски имени Александрова запретили разговаривать с прессой. Об этом Лайфу сообщили три артиста из разных групп ансамбля. Членов музыкального коллектива информируют по телефону о запрете интервью без предварительного согласования с администрацией.

Самолет российского Минобороны Ту-154 пропал с радаров утром в воскресенье через две минуты после вылета из Сочи. Лайнер упал в акватории Черного моря вблизи сочинского побережья. По факту падения Ту-154 возбуждено уголовное дело. В качестве основной версии крушения рассматривают техническую неисправность.

Сейчас в районе катастрофы ведется поисково-спасательная операция. По последним официальным данным Минобороны России, спасатели нашли и подняли на поверхность тела 12 погибших.

ВСЕ ФОТО

Во вторник также стало известно, что российские спецслужбы объявили крупную награду за информацию о причастных к теракту на борту А321. "Федеральная служба безопасности обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 миллионов долларов США", - говорится в сообщении Центра общественных связей ФСБ РФ.

"Мы их найдем в любой точке планеты и покараем"

В ответ на заявление Бортникова президент Владимир Путин на совещании в Кремле пообещал найти и покарать всех террористов, устроивших этот теракт. Глава государства обратился к собравшимся с речью:

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем.

При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае - внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом.

Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно.

Я прошу Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. Я проверю, как идет работа.

Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей.

Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону.

Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах.

Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе".

На Западе в версии теракта практически не сомневались

Cамолет А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился 31 октября на севере Синайского полуострова. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Западные официальные лица уже через пару дней после катастрофы заявили, что, по всей видимости, крушение произошло в результате теракта - самолет упал из-за взрыва пронесенной на борт бомбы. В то же время российские власти, хотя и наложили временный запрет на полеты российской авиации в Египет, буквально до последнего времени заявляли, что ключевой версии катастрофы пока нет, и призывали не делать скоропалительных выводов.

Примечательно, что Владимир Путин, хотя и не говорил о версии теракта, однако, выразив на четвертый день после катастрофы соболезнования родным погибших, заверил , что "запугать Россию никому не удастся". Через несколько дней премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прямо объявил, что на борту российского самолета мог произойти теракт.

Путин, который утром в понедельник рассказал на встрече в рамках саммита G20 в Турции с премьер-министром Италии Маттео Ренци о скором завершении следствия по делу о крушении самолета, еще накануне вечером призывал журналистов не торопиться с выводами о причинах катастрофы. "Да, мы знаем о всех версиях, все версии рассматриваются", - уклончиво сказал глава государства на пресс-конференции по итогам саммита G20, подчеркнув, что "окончательный вывод можно будет сделать после проведения и завершения экспертиз".

Ранее сообщалось, что в Москву были доставлены смывы и соскобы с фрагментов А321 для проведения проверки на содержание взрывчатки. Во вторник источник, знакомый с ходом расследования, рассказал "Интерфаксу" , что следы взрывчатых веществ на обломках были выявлены при помощи спектрального анализа.

Отметим, что на Западе в последние дни практически не сомневались в версии теракта. Так, накануне в опубликованном британскими властями сообщении говорилось, что Лондон планирует изменить подход к авиационной безопасности из-за этой авиакатастрофы. Причем в пресс-релизе однозначно отмечалось, что причиной крушения был теракт, организованный, вероятнее всего, группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Российские же силовики до последнего не давали никаких комментариев относительно крушения A321. На прошлой неделе в администрации президента РФ пояснили причины столь странного на фоне многочисленных сообщений западной прессы молчания представителей силовых ведомств РФ о версиях катастрофы. "Разведка не должна трезвонить. Как правило, сообщения передаются, когда разведка провалилась", - заявил глава АП Сергей Иванов.

Боевики ИГ заявляли, что организовали взрыв на A321

Боевики ИГ с момента крушения неоднократно заявляли , что именно они организовали теракт, в результате которого разбился российский лайнер, - в качестве мести за бомбардировки РФ в Сирии.

Пресса называла и конкретное имя организатора, приводя данные британской разведки о том, что виновен в теракте египетский проповедник Абу Усама аль-Масри , именующий себя "эмиром ИГ в Синайском вилайяте". Ранее он разместил в интернете аудиозапись с признанием в причастности к катастрофе.

В Кремле же настойчиво призывали не связывать крушение А321 с военной операцией России в Сирии. "Какие-то гипотетические размышления на этот счет неуместны. И потом, это абсолютно разные измерения, абсолютно разные вопросы. Не нужно это увязывать", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в начале ноября, отвечая на вопрос, может ли повлиять на ход операции России в Сирии подтверждение такой версии причины катастрофы, как теракт. После введенного Путиным запрета на полеты российских авиакомпаний в Египет Песков также заявил, что решение не означает , что основной версией следствия о причинах крушения А321 является теракт.

Тем не менее теперь, когда версия теракта официально подтверждена, Путин напрямую увязал возмездие террористам с военной операцией в Сирии, заявив, что вылеты российской авиации в Сирии, бомбящей, по данным Минобороны, позиции ИГ, не только продолжатся, но и будут усилены. Таким образом, хотя президент и не назвал в качестве виновных боевиков ИГ, он дал понять, что в теракте замешаны именно они.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...