История. Русское искусство петровской эпохи Когда был построен летний дворец

Летний дворец Петра

Первое, что поражает в этой дворцовой постройке, – довольно скромные размеры. А второе – что Летний дворец Петра I сохранился до наших дней в первозданном виде царской резиденции.

Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведён в 1710–1714 годах под руководством выдающегося зодчего Доменико Трезини. Тогда же, кстати, начал возведение своего дворца и первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков. Правда, на другом берегу Невы и на другом острове – Васильевском. В 1711 году Пётр I принимает окончательное решение о переводе столицы Российского царства из Москвы в новый город – Санкт-Петербург. Поэтому строительство дворца было своего рода сигналом для московского дворянства и купечества, что царский двор собирается на берега Невы всерьёз и надолго.

Место для строительства было выбрано не случайно. Здесь до основания Петербурга находилась усадьба шведского майора Конау. А Пётр совершенно целенаправленно пытался уничтожить все следы шведского присутствия на берегу Невы. Именно поэтому он, к удивлению многих, не стал использовать для каких-либо целей большую и мощную крепость Ниеншанц и город Ниену на правом берегу Невы, после захвата её русскими войсками. По сути, крепость Ниеншанц была срыта, то есть сровнена с землей. А город был просто разорён.

Дворец Петра Первого в Летнем саду

Дворец царя был расположен в северо-восточной части Летнего сада. Летний сад – первый регулярный сад Петербурга, заложен в 1704 году. Известно, что Пётр I лично принимал участие в проектировании. Садовую территорию обустраивала большая группа архитекторов и садовых дел мастеров. С первых лет в Летнем саду начали высаживать доставленные из тёплых краев самшит, каштаны, ильм, яблони, груши, ореховые деревья. По примеру, заведённому царём в Москве, начали устраиваться парники для разведения дынь. В Москве в парниках удавалось выращивать удивительно крупные и вкусные дыни. В России, в отличие от многих стран, дыня подавалась только на десерт.

Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И. Маттарнови и Н. Микетти.

Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а прежде всего как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Пётр I здесь изображен в образе Персея. Над входом во дворец барельеф богини мудрости, покровительницы наук и ремесел Минервы в окружении знамён и трофеев.

По воспоминаниям современников, день основателя города на Неве складывался так: поднимался Пётр рано – в три-четыре утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В шесть утра, легко позавтракав, выезжал из дворца. Обедал обычно часов в 11 или 12, но не позднее часа пополудни. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом – квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых горячих кислых щей, каши, студня, холодного поросенка в сметане (подавался целиком, и государь сам выбирал себе кусок по настроению), холодного жаркого (чаще всего утки) с солёными огурцами или солёными лимонами, ветчины и лимбургского сыра. После обеда Пётр надевал халат и спал часа два. К четырём часам приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом – столярничал, работал на токарном станке и прочее. Спать ложился часов в 10–11 без ужина.

Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец порой называют своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приёмные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать. На втором этаже здания находятся приёмная, тронная, спальня, детская, танцевальная, зелёный кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.

Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца прежде всего можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и многое другое.

Вскоре около Летнего дворца появилась первая в Петербурге каменная набережная. До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. На каменной набережной подле Летнего дворца у Фонтанки был устроен небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок. Лодки и прочие плавсредства были объявлены указом Петра главным средством передвижения в новой столице. Поэтому царь требовал, чтобы каждый житель умел обращаться с парусом. Намереваясь приучить жителей Петербурга к плаванию под парусами, а не на веслах, Пётр ввёл штрафы в зависимости от чинов нарушителей, по возрастающей за первое, второе и третье «преслушание» царского указа. Ответственным за исполнение указа царь назначал Ивана Степановича Потёмкина: «…быть тебе фискалом, чтоб всяких чинов люди, которые обретаются в Санкт-Петербурхе, во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами. А буде кто сему великого государя указу явитца преслушен, и за то будет взят на них штаф…» Мосты в Петербурге Пётр возводить запрещал.

Позднее «гаванец» засыпали, но недавно при археологических раскопках петербургские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.

В начале XXI века Летний дворец, как и Летний сад, перешли в ведение Русского музея. И сегодня во дворце развёрнута обширная экспозиция. Здесь картины с изображениями жанровых сцен, редкие портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений. Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене. Его механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, установленного на крыше. В 60-х годах XX века под руководством архитектора А.Э. Гессена была проведена научная реставрация музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца.

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Летний пейзаж Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). С картины И. Е. Репина. 1879

автора

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Летний сад Это самый красивый и самый известный сад Петербурга. Он расположен на острове, который также называется Летний сад. Его границы: Фонтанка, Лебяжья канавка, Мойка, Нева.Летний сад для петербуржцев – это и особое место, и особое явление. Ведь даже настоящая весна

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Летний сад Замысел создания в Петербурге Летнего сада принадлежит основателю города Петру I. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым европейским паркам тех лет.Государь сам выбрал место для своего летнего дворца и первого сада в новой

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Шенбрунн – летний императорский дворец в Вене Знакомство с Бельведером дает полное представление о венской архитектуре эпохи барокко, однако в Вене сохранился еще один архитектурный памятник, восходящий к тому же времени и в истории города занимающий особое место, –

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Летний дворец Летний дворец, расположенный в пригороде Пекина, знаменит на весь мир прежде всего как классический китайский сад. Дворец делится на три части: территория для государственных дел с залом Милосердия и Долголетия, жилые кварталы императрицы с залами

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Дворец Кантемиров. Память о Прутском походе Петра I Наименование объекта. Дворец Кантемиров.Маршрут следования. Оставаться на чётной стороне Миллионной улицы.Остановка у объекта. Сделать остановку напротив домов № 7 и 9 по улице Миллионной.Элементы показа. Показать

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

300-летний юбилей Историк-краевед А. Н. Карпов и начальник военно-морской кафедры ТРТУ капитан 2 ранга В. Г. Коган подготовили книгу «Азовский флот и флотилии».В данной книге собраны материалы, известные до сих пор лишь небольшой группе специалистов-историков.Имена

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

88-летний снайпер Кстати, судьба забытого ныне Морозова вообще оказалась необыкновенной. Он был основателем «Народной воли», принимал участие в покушении на царя, самолично изготавливал бомбы, но в то же самое время был выдающимся ученым. Сидя в крепости, Морозов написал

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Летний сад Разбивка садов и парков в Петербурге началась практически одновременно с началом строительства самого города. Так называемое зеленое зодчество шло рука об руку с каменной архитектурой. В 1704 году в силу острой военной и производственной необходимости город,

До основания Петербурга в 1703 году, берега Невы отнюдь не были пустынны.

Выше по течении бурлила жизнь в городе Ниен, а в месте ответвления из Невы реки Фонтанка находилась богатая усадьба шведского майора, служившего в крепости Ниеншанц .

Усадьба называлась мыза Конау, а русские звали ее «Кононова усадьба».

На этом месте, после основания города, и была выстроена летняя резиденция Петра.

  • Не стоит полагать, что невские берега были заселены шведами, которых в результате войны выгнал царь Петр. Почти рядом с Кононовой усадьбой стояла совершенно русская деревенька «Усадищи».

В отличие от окружающей болотистой местности, территория усадьбы была благоустроена не столько с точки зрения вельможных удобств, но и вполне утилитарно: поле было распахано, удобрено и имело неплохой огород.

На базе этого огорода (когда надобность в нем отпала) с 1706 года вокруг дворца начали разводить ставший знаменитым на всю страну Летний сад .

Сначала здание царского дома было деревянным, от реки Фонтанки к нему прорыли канал, таким образом, для безопасности усадьба была с трех сторон окружена водой.

Так как основные события начала строительства Санкт-Петербурга разворачивались на другой стороне Невы, перед Летним дворцом была организована небольшая причальная бухта, которую называли Гаванец.

В1710 году, по проекту архитектора Доменико Трезини, построили каменный Летний дворец.

Фасад нового здания архитектор Шлютер украсил барельефами с изображением событий Северной войны.

Этому же архитектору Петр поручил обустроить внутренние интерьеры дворца, но Шлютер умер, посвятив дворцу всего год своей жизни.

Жена и дети Петра жили на втором этаже, а покои царя располагались на первом. Тут же находилась приемная, где он принимал челобитные, и карцер, куда царь собственноручно сажал провинившихся, и откуда сам же их выпускал.

Именно в вестибюле Летнего дворца было совершено первое покушение на Петра раскольниками.

А самым любимым помещением у Петра во дворце была токарная мастерская.

Дворец назвали «Летний», потому что царская семья переезжала сюда в мае и жила до октября.

Стены были довольно тонкими, отопления не было. Зато, в Летнем дворце была устроена первая в Санкт-Петербурге система канализации.

Она была проточной, этому способствовала сила течения реки Фонтанки. А в дом вода подавалась насосами.

В 1777 году наводнение уничтожило каналы вокруг дворца, и система канализации действовать перестала.

После кончины царя и его жены, во дворце никто не жил, его использовали для заседаний Тайного совета и для отдыха придворных императоров. А после постройки нового большого Летнего дворца для императрицы Елизаветы Петровны на берегу Мойки (там, где теперь стоит Михайловский замок), этот и вовсе стоял заброшенным.

Это спасло дом от переделок и перестроек и сохранило первоначальный вид до наших дней.

После революции его передали Русскому музею, в 1934 году присвоили статус самостоятельного Историко-бытового музея, но потом вернули обратно.

Сегодня Летний Дворец Петра Первого является филиалом Русского музея.

В 60-х годах 20 века произвели полную реставрацию дворца, благодаря чему восстановили множество первоначальных элементов.

До сих пор Летний дворец сохранил уютную домашнюю атмосферу, в экспозиции музей можно увидеть личные вещи царя, его жены Екатерины, их придворных и фрейлин императрицы.

Стоимость входного билета:

  • взрослые - 80 рублей
  • дети и студенты - 30 рублей

Часы работы:

  • Дворец работает с июня по октябрь с 10.00 до 18.00
  • Выходной - вторник и последний понедельник месяца
  • Важно! Режим работы музея зависит от погодных условий

Официальный сайт

  • Санкт-Петербург, Летний сад, набережная Кутузова, дом 2

Как добраться:

Ближайшая станция метро – Гостиный двор.

Выйдя из метро по подземному переходу попадаем на другую сторону Невского проспекта. Это перекресток с Садовой улицей.

По Садовой нужно идти, никуда не сворачивая.

Минуем Михайловский дворец, переходим реку Мойка, идем вдоль Лебяжьей канавки (на другой стороне которой находится Летний сад). Дорога упирается в Дворцовую набережную.

Здесь нужно повернуть налево, перейти Верхнее-Лебяжий мост и, дойдя до середины решетки Летнего сада войти внутрь. На первой же аллее свернуть налево.

Аллея выходит к набережной Фонтанки, где и находится Дворец Петра 1.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Адрес: Дворцовая набережная

Режим работы: с 10..0 до 18.00

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем никто не жил. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини . Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.

Фасады Летнего дворца

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован Гаванец – искусственный водоем для небольших галер.


Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно удобно.

Внутренние помещения дворца

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений. Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Спальня Екатерины Первой

Вестибюль украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Первый этаж Петра был оборудован приемной, карцером для наказанных за провинности, большой ассамблеей, спальней Петра, кухней, столовой и гардеробной. Здесь как и в Зимнем дворце Петра Первого есть токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время.

Столовая Летнего дворца

Второй этаж , отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, кухню, спальню, детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

Зеленый кабинет Петра Первого

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь ходил сам Петр, его жена, находились их дети. Здесь Петр Первый вел семейные разговоры, здесь можно было отвлечься от императорских дел и почувствовать себя просто отцом семейства.

Интерьер первого этажа

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета. В Кабинете первого этажа находится личный прибор Петра, показывающий время суток, силу ветра и его направление – так называемый Ветровой прибор . Интересно, что Летний дворец Петра был первым городским зданием с функционирующей системой канализации , которая работала под мощной движущей силой Фонтанки.

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.


В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию.


Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы. Работает музей все дни, кроме вторника, с 10.00 до 18.00.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...