Популярные туристские маршруты и экскурсионные объекты края. Туристские маршруты

В соответствии с Федеральном законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.

«…Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного , социального и самодеятельного туризма…».

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего и въездного туризма - делает современных россиян и иностранных туристов интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

Можно выделить следующие виды туризма.

Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире

Этнический туризм – поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.

Спортивный туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие присутствовать на соревновании.

Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.

Религиозный туризм – путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.

Караваннинг – путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.

Приключенческий (экстремальный) туризм – туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.

Водный туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам

Деловой туризм – поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение.

Основными объектами интереса туристов в познавательных туристских поездках (экскурсионный туризм) являются исторические, этнографические, архитектурные, социальные, культурные ресурсы страны.

Чтобы подойти к раскрытию темы организации экскурсионных программ для туристских маршрутов , необходимо вначале определиться с терминологией по туристско-экскурсионной тематике.

Многие авторы специальной литературы по проблемам туризма и сервиса дают свою трактовку терминов по туристской тематике. Так, Исмаев Донат Каримуллович в своей книге «Основная деятельность туристской фирмы» считает, например, туристским продуктом - покупаемый туристом у туристской фирмы комплекс услуг, необходимых для его туристского путешествия. В этот комплекс, по его мнению, обычно входят в различных вариантах транспортные перевозки, проживание в средствах размещения, питание, встречи и проводы в пунктах остановки, экскурсионные и развлекательные мероприятия .

Далее, Д. К. Исмаев считает термин «пакет услуг » одной из двух составляющих тура, туристский маршрут . Из этого определения ясно, что понятие «пакет услуг» у же понятия тур.

В соответствии с этой терминологией, понятие тур можно справедливо считать много шире понятия турпродукт , поскольку туристским продуктом считается лишь право на тур.

Кроме того, соответствующие термины с определениями приняты в правовой и нормативной документации, регламентирующей туристско-экскурсионную деятельность в нашей стране.

В настоящей работе используются следующие основные понятия, закреплённые в Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» и государственных стандартах, (ГОСТах), регламентирующих туристские и экскурсионные услуги:

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор) (ГОСТ Р 50690-2000);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент) (ГОСТ Р 50690-2000);

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (Закон «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г»;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов ), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников ( Закон «Об основах туристской деятельности») ;

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждан) из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (ГОСТ Р 50690-2000);

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации (термин взят из ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования);

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания (ГОСТ Р 50690-2000);

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия (ГОСТ Р 50690-2000);

туристский маршрут - предварительно намеченный путь туристского похода (экскурсии, путешествия), характеризующийся определенным порядком перемещения туристов по географическим точкам (термин взят из ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.)

экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика (ГОСТ Р 50690-2000);

экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания (ГОСТ Р 50690-2000);

гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания (ГОСТ Р 50690-2000);

экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий путешествия (из ГОСТ Р 50690-2000);

экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. (Википедия):

технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. (из ГОСТ Р 50681-94.)

Туроперейтинг - вид туристского предпринимательства по комплектации туров из услуг, предлагаемых партнерскими организациями-поставщиками услуг (транспортными компаниями, гостиничными предприятиями, экскурсионными, развлекательными предприятиями и т.д.). Однако на деле туроперейтинг значительно шире и предполагает предоставление туристам как основных (пакет тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет) услуг.

Развитие туризма в пределах страны, включающее в себя внутренний и въездной туризм, невозможно без развития внутреннего туроперейтинга. На рынке существует две модели туроперейтинга - инициативная и рецептивная. Инициативный туроперейтинг - это туроперейтинг на отправке, рецептивный - на приеме. В общем смысле и тот, и другой вид предпринимательской деятельности на туристском рынке определяется как деятельность туроператоров, т.е. деятельность по комплектации туристского продукта. Однако при общем сходстве деятельности инициативного и рецептивного туроперейтинга есть все же и значительные отличия.

Отправляя туристов за рубеж, инициативный туроператор формирует свой туристский продукт из комплексов услуг рецептивных туроператоров на приеме в странах посещения, транспортных, визовых, страховых и некоторых других услуг. Инфраструктура обслуживания для его потребителей создана поставщиками услуг.

Туристский продукт (тур) состоит в основном из перевозки, размещения и развлечений. На производство туристского продукта работают авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные компании, а также отели и другие средства размещения, музейно-экскурсионный бизнес , места массовых развлечений, спортивные, курортные организации и т. д. Изготовители туристского продукта - туроператоры (ТО) продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно - через турагентов (ТА). (см. схему на рис 1).

Туроператор - это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор - это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

Функции туроператора на рынке можно сравнить с деятельностью предприятия оптовой торговли: он закупает в больших объемах услуги гостиниц, транспортных и других предприятий туриндустрии и комбинирует из них собственные программы туров, которые реализует через турагентства или напрямую потребителю (туристу).

На рис.1 представлена схема формирования тура (турпакета) и его реализации.


Функциями туроператора являются:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе, с:

Гостиницами - на предоставление туристам мест проживания;

Предприятиями питания - по предоставлению туристам питания;

Транспортными предприятиями, фирмами и компаниями - на предоставление транспортного обслуживания туристов;

Экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями - по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;

Фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, - на соответствующее обслуживание туристов;

Администрацией спортивных сооружений - на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;

Менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий - на посещение их туристами;

Дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничих и рыболовных хозяйств - с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;

1.1 Содержание тура

Как уже сказано, «пакет услуг » является одной из двух составляющих тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего туриста. Первой составляющей тура является туристский маршрут, который играет большую роль в придании ему необходимой привлекательности, удовлетворении мечты, пожеланий и интересов туристов.

Пакет услуг – это вторая составляющая тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять путешествующего туриста. Пакеты услуг могут иметь самые различные варианты в зависимости от количества, функциональных свойств и качества включённых в них услуг. Типичной моделью пакета, является комплекс, включающий в себя услуги размещения, встреч и проводов, питания и экскурсий (см. рис. 2).

Рис. 2. Составляющие пакета услуг.

Основываясь на интересах туристов, наличия свободного времени и финансовых возможностей, туроператорские фирмы должны представлять различные варианты туров, например:

Туры различной продолжительности (7, 10, 14 и другое количество дней);

Туры с различным набором услуг (ночлег плюс завтрак, полупансион, полный пансион, «всё включено»);

Туры различной классности (размещение в гостиницах различной классности);

- различные варианты экскурсий;

Туры в различное время года (сезонные, межсезонные, несезонные путешествия).

Технологические документы тура регламентированы ГОСТ Р 50681-94.

В табл. 1 даны приоритеты туристов в зависимости от возраста.

Разработка туров – сложный и трудоёмкий процесс, поскольку в процессе разработки необходимо учесть многие мелочи, чтобы в конечном счёте разработать и ввести в работу конкурентоспособный тур.

Технология разработки тура включает в себя 18 основных этапов, в числе которых, :

- программа туристско-экскурсионного обслуживания : дни обслуживания, перечень тем экскурсий, продолжительность экскурсий;

Карта-схема маршрута;

Справочные материалы по маршруту.

Если у туроператора нет собственного экскурсионного отдела , то заключается договор с экскурсионной фирмой , который включает следующие пункты:

Наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.);

Цены на экскурсии;

Количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии

Материальная ответственность за срыв экскурсии (вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем. Договор с музеем включает:

Варианты экскурсий и их тематику;

Количество экскурсантов в группе;

Цены на экскурсии (дифференцированно - на групповые и индивидуальные, по возрастам и т. д.);

Скидки на групповое посещение музея;

Сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

Сроки отмены заявок;

Материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т. е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими эти услуги, составляются отдельные договора с целью обеспечения ими туристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении.

Таблица 1. Приоритеты туристов в зависимости от возраста

Место приоритета

Молодые одинокие люди

Молодые одинокие пары

Семейные пары с детьми

Средний возраст (45лет –

Третий возраст (свыше 64 лет)

Посещение баров, клубов, дискотек

Пассивный отдых

Отдых с семьёй

Экскурсии

Экскурсии

Солнечные ванны

Гастрономия

Пассивный отдых

Пассивный отдых

Поездки на природу

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

Поездки на природу

Гастрономия

Пассивный отдых

Отдых с партнёром

Солнечные ванны

Гастрономия

Пассивный отдых

Поездки на природу

Солнечные ванны

Гастрономия

Поездки на природу

Отдых с партнёром /друзьями

2. ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ.

Понятие и сущность экскурсии . Технология подготовки экскурсии. Технологическая карта экскурсии

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одной из основных составляющих туристского продукта . Туроператоры, создающие экскурсионный продукт в пакете услуг, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциа­цию обслуживания. (Б. В. Емельянов)

Рождение новых туристских маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию туристского продукта.

Очевидно, что экскурсионная программа является одной из важных составляющих "туристского продукта" и представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем. Иначе говоря, экскурсия – главная составляющая тура, его сердцевина . Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

По классификации Б. В. Емельянова экскурсии классифицируются:

- обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные . Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов - памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии подразделяются на исторические (историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи); производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные для учащихся); природоведческие или экологические; искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов); литературные (литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные); архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам).

Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории)

2. По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д., с учетом особенностей восприятия.

3. По месту проведения : городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.

4. По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

5. По продолжительности.

6. По форме проведения : экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны.

Качество экскурсионной программы, помимо профессионализма экскурсовода, зависит от множества факторов (интенсивность автомобильного движения вблизи объектов показа, возможность парковки автобуса или автомобиля вблизи от объекта показа, погода, график работы экскурсионных объектов, организованность туристов), учесть которые должен туристский оператор.

Стоит отметить, что главными конкурентными преимуществами познавательных туров является оригинальность, содержание и качество исполнения экскурсионных программ в их составе.

В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя:

Определение темы,

Постановку цели задач экскурсии,

Изучение и отбор экскурсионных объектов,

Составление маршрута экскурсии,

Изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,

Консультации у специалистов,

Написание контрольного текста экскурсии,

Комплектование «портфеля экскурсовода»,

Выбор методических приемов проведения экскурсии,

Составление технологической карты экскурсии.

1 этап: Определение цели и задач экскурсии (въездной туризм).

Целями экскурсии могут быть:

Показ достижений города в экономике страны

Показ исторической роли города

Знакомство с творчеством выдающегося архитектора

Знакомство с особенностями природы края

Расширение кругозора

Получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы экскурсии.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему (см. классификацию по Б. В. Емельянову).

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список Интернет-ресурсов, книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему.

Также могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

4 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).

Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки.

Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.

Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок

Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.

Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

По функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.

По степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

5 этап: Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей;

Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города;

Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута

Наличие доступности объекта

Переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

Наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии.

6 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода».

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

7 этап: Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Итоговым документом экскурсии является технологическая карта экскурсии, которая представляет собой основной документ, который требует при добровольной сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

Технологическая карта экскурсии составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

3. ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования к системе качества услуг установлены в основных положениях ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг».

Важными показателями качества туристского продукта являются гарантия безопасности и предоставление заранее оплаченных услуг.

Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов разработаны в ГОСТ Р 50644-94 и должны в обязательном порядке учитываться при разработке экскурсионных программ для туристических маршрутов.

Мерами по обеспечению безопасности туристов, выполняемыми субъектами туристской индустрии, являются:

1) предоставление туристам (экскурсантам) исчерпывающих сведений об особенностях тура, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться во время путешествия (экскурсии);

3) разведка и оборудование туристских маршрутов;

4) материально-техническое и медицинское обеспечение туристов (экскурсантов) в процессе подготовки и проведения путешествия (экскурсии);

5) оказание помощи в организации и проведении аварийно-спасательных работ;

6) инструктаж туристов (экскурсантов) по приемам защиты от травматизма и несчастных случаев, оказанию первой медицинской помощи;

7) разработка памяток для туристов (экскурсантов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

8) проверка и контроль физической, тактической, технической, специальной подготовки туристов (экскурсантов), организаторов путешествий, руководителей походов к путешествиям (экскурсиям), походам по туристским маршрутам, соревнованиям и другим туристским мероприятиям при организации спортивного туризма;

9) иные меры по обеспечению безопасности туристов, разрабатываемые самостоятельно.

Особое внимание, как мне кажется, необходимо уделить транспортным перевозкам туристов во время экскурсий, которые должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил пассажирских перевозок на конкретных видах транспорта (автомобильном, водном и т.д.).

Решение об организации экскурсии всегда связано с выбором транспортного средства. Ведь следует не только удобно разместить туристическую группу, обеспечить во время путешествия максимальный комфорт и безопасность участников поездки, но и позаботиться о возможности предоставления в пути вниманию группы экскурсионного материала, обеспечить сотрудничество с группой экскурсовода. Естественно, идеальным видом транспорта в этом случае является автобус.

Вместительность автобуса позволяет организовать экскурсию для оптимальной группы туристов, обеспечить как эффективную работу гида во время переезда, так и доступность участникам поездки удобного обзора пути следования. Оснащение салона автобуса комфортными сиденьями, кондиционерами, видео- и аудиосистемами обеспечивает экскурсантам во время переезда приятное времяпрепровождение. Также, благодаря мобильности, автобус позволяет доставлять туристическую группу к экскурсионным объектам, следуя от одного к другому, при комбинировании переездов с пешеходными экскурсиями.

Заказ автобуса для проведения экскурсии – довольно востребованная услуга. Кроме перечисленных преимуществ данного транспортного средства, экскурсия на заказанном автобусе – это путешествие по индивидуальному, согласованному с заказчиком маршруту. Согласование маршрута с организаторами экскурсии позволяет более широко использовать туристический потенциал выбранного направления, а значит максимально удовлетворить ожидания заказчика. Если планируемый экскурсионный переезд занимает продолжительное время, выбор автобуса на заказ позволяет заказчику также определиться с местами и со временем стоянок, привалов, в случае необходимости даёт возможность осуществления остановок по требованию. Поэтому автобусные перевозки экскурсионных групп очень часто используются в случае организации экскурсий для детей.

При проведении экскурсии автобус является также идеальным транспортным средством для перевозки багажа туристической группы. В багажниках автобуса легко разместить не только вещи участников путешествия, продукты питания и запас питьевой воды, но и в случае необходимости, туристическое снаряжение, приспособления для организации дорожных пикников, разбивки лагеря. Арендуемый для организации экскурсионной поездки автобус обеспечивается необходимым перечнем нормативных сопроводительных документов.

Экскурсионные автобусы, курсирующие по сложным маршрутам (горная местность, например), должны быть оснащены специальными двигателями и тормозной системой, которые обеспечивают максимальную безопасность при транспортировке туристов.

Важно также, чтобы автотранспортные предприятия, оказывающие такие транспортные услуги, имели соответствующую лицензию на пассажирские перевозки, а также сертификаты соответствия: на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и на пассажирские перевозки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видим, экскурсия является одним из основных элементов в структуре тура. Экскурсионные программы могут быть весьма разнообразны по своей тематике.

У нашей станы есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа, для того чтобы развивать туриндустрию.

Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего турпотока. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило около 7,1 млн. человек.

Но есть и проблемы. Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:

Слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

Низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

Недостаточное продвижение России как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.

Правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2016 годы.

Правительством России принято решение об увеличении въездного турпотока в страну из-за границы. На эти цели в ближайшие 5 лет будет выделено, без малого, 352 млрд. рублей. Деньги пойдут в первую очередь на модернизацию инфраструктуры, обучение персонала и повышение его квалификации, а также на запуск мощной рекламной кампании за рубежом. За счёт этих мер планируется увеличить въездной турпоток до 40 млн. туристов, т.е. в 20 раз (!!!).

Однако туроператоры, занятые в сегменте въездного туризма, отмечают целый ряд более острых проблем, без решения которых увеличения турпотока не последует.

По мнению российских туроператоров, существуют проблемы, которые давно являются «ахиллесовой пятой» российской туристической действительности, и с помощью одной рекламной кампании, пусть и очень дорогой, их не решить. У нас существует целый ряд проблем, которые не позволяют увеличить количество иностранных туристов. Например, это дорогостоящая виза, проблемы с туристической инфраструктурой и отсутствием у зарубежных турфирм элементарной информации о нашей стране. Все эти проблемы должны решаться комплексно, так как по отдельности это приведёт лишь к ещё большим осложнениям.

Список литературы

Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: учебное пособие. Москва. ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005г..

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Москва. Издательство «Советский спорт», 2007 г.

Г. П. Долженко. Экскурсионное дело. Москва. Издательский центр МарТ. 2006 г.

Учебник. Москва. Издательство «Финансы и статистика», 2005.

Рубаник А. Н., Ушаков Д. С. Технология въездного туризма. Учебное пособие. Москва. Издательский центр «МарТ». 2010 г.

ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования

ГОСТ Р 50644-94Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности

ГОСТ Р 50681 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских 3услуг

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 30 июля 2010 года)

К О Н Ц Е П Ц И Я Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р

Туристско-экскурсионный маршрут “Историкоархитектурный путеводитель для детей “Люблю тебя, мой край Дергачевский”. Целевая аудитория: школьники возраста 1417 лет Мурзакова Дарья Сергеевна Протяженность маршрута: 1 км. студентка 4 курса 421 группы (пешеходный) СГУ им. Н. Г. Чернышевского Института Истории и Международных отношений на транспорте (автобус)-220 км. от г. направления “Туризм” Саратова до р. п. Дергачи Научный руководитель: -220 км. от р. п. Дергачи до г. Саратова доцент кафедры туризма и культурного наследия Итого: 440 км. Института Истории и Международных отношений СГУ им. Н. Г. Чернышевского Продолжительность экскурсии (с учетом Королева Оксана Владиславовна интерактивного занятия и пикника)- 3 часа Саратов

Задачи проекта: 1. Вовлечение в туристское пространство области новых туристских объектов. 2. Расширение знаний о культурных и исторических ценностях Саратовской области, а именно Дергачевского района. 3. Повышение туристической привлекательности Дергачевского района. 4. Воспитательные задачи. 5. Привлечение внимания к истории родного края со стороны школьников. 6. Внедрение новых технологий, а именно применение интерактивных занятий для школьников в игровом формате. Цели проекта: Создать уникальный проект-путеводитель для школьников по значимым достопримечательностям поселка Дергачи Саратовской области с использованием интерактивных занятий.

В поселке Дергачи Саратовской области находится большое количество уникальных, историко-архитектурных достопримечательностей. Все они являются «долгожителями» поселка. Уникальность архитектурного наследия Дергачей и его значимость не только для жителей Дергачевского района, но и всей Саратовской области, заключается в том, что в поселке сохранены здания, построенные более двухсот лет назад, которые хранят в себе историю того времени. В Саратовской области осталось не так много подобных архитектурных сооружений. Знакомство с архитектурно-культурными сооружениями на территории Дергачевского района позволит детям более полно узнать историю своего родного края, быт и уклад жизни людей, населявших Дергачевский район

Минимальное количество туристов в группе-30 человек Питание- 6000 рублей (на всю группу) Транспортное обслуживание-10800 рублей Экскурсионное обслуживание-500 рублей Дополнительные расходы на группу- 150 рублей (с каждого экскурсанта). Итого 4500 рублей Итого прямых расходов-21800 рублей Рентабельность (15%)-3270 рублей Полная стоимость обслуживания группы- 25070 руб. . Стоимость 1 -й турпутевки-726 рублей

Число туристов и число групп-30 человек; 22 группы Всего туристов по маршруту-520 человек Начало обслуживания на маршруте- 16 мая 2016 года Конец обслуживания на маршруте-24 октября 2016 года

Осмотр достопримечательностей. Объект 1: Здание Дергачевского Детского дома-интерната для умственноотсталых детей (ул. Льва Толстого д. 68)

Объект 3: Скульптурная композиция « 1941 -1945 гг. Воинам-дергачевцам, погибшим в Великой Отечественной войне» (ул. Максима Горького)

Практическое применение туристско-экскурсионного маршрута “Историкоархитектурный путеводитель для детей “Люблю тебя, мой край Дергачевский” Прежде чем приступить к написанию туристско-экскурсионного проекта для детей и школьников я задалась вопросом, а знают ли школьники Дергачей историю своего родного края и наиболее значимые достопримечательности? Исходя из этого, нами был проведен социологический опрос среди школьников возраста 11 -17 лет. Анкетный лист содержал 6 вопросов: 1. Что такое патриотизм? 2. Считаете ли Вы себя патриотом? 3. Знаете ли Вы историю нашего поселка, его названия? 4. Что вы знаете об улицах нашего поселка? 5. Известны ли Вам достопримечательности поселка? 6. Укажите ваш возраст.

В опросе приняли участие 57 человек. Все они являются школьниками МКОУ СОШ № 1 р. п. Дергачи Саратовской области. Анализ полученных данных показал, что 95% опрошенных школьников знакомы с понятием патриотизм. 57 из 57 (100%) опрошенных школьников считают себя патриотами своей страны и родного края. На вопрос «Знаете ли вы историю нашего поселка, его названия в прошлом? » , всего лишь 45% школьников дали верный ответ. 67% школьников знакомы с достопримечательностями Дергачёвского района, но 23% опрошенных вовсе не знают об исторических ценностях поселка Дергачи.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что далеко не все школьники знакомы с историей своего родного края. У многих отсутствует даже представление о достопримечательностях своего родного поселка. Выявив сложившуюся проблему, было решено разработать туристско-экскурсионный маршрут для детей, главными целями которого являются привлечение внимания к истории родного края со стороны школьников и расширение знаний о культурных и исторических ценностях Саратовской области, а именно Дергачевского района

Исходя из сведений Дергачёвского краеведческого музея, был составлен текст экскурсии на основе исторических данных, фактов и легенд. Туристскоэкскурсионный маршрут «Историко-архитектурный путеводитель для детей «Люблю тебя, мой край Дергачевский» является уникальным проектом- путеводителем для школьников по значимым достопримечательностям поселка Дергачи с использованием интерактивных занятий для детей.

8 ноября 2014 года состоялась реализация проекта «Люблю тебя, мой край Дергачёвский» . Присутствовало 23 школьника возрастом 15 -17 лет. Объектами показа стали: - здание военного комиссариата Дергачёвского и Озинского районов; храм Архангела Михаила; -Дергачёвский краеведческий музей; -усадьба Ефима Федоровича Моркова; -дом помещика Колтунова. По окончании экскурсии было проведено интерактивное занятие с применением подвижных игр и познавательная викторина, участники которой могли показать свои знания, полученные во время экскурсии.

Туристско-экскурсионный маршрут - это комплекс услуг, предоставляемых туристскими предприятиями гражданам (туристам). По мнению М.Б. Биржакова, "туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия". В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам, и они имеют определенную продолжительность и цель.

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута - место оказания туристу первой услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута - место оказания последней туристской услуги.

Классифицируются маршруты по различным признакам:

типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

По типам маршруты бывают:

  • * тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
  • * походные - маршруты с активными способами передвижения;
  • * физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По построению трассы:

* Линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходит в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем это наиболее распространенная разновидность туристического маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.

* Радиальные - с посещением одного пункта на трассе;

Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов Великий и Владимир.

* Кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

Кольцевой маршрут-путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур "Золотое кольцо России" (Москва - Сергиев Посад - Ростов Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).

При этом место прибытия в страну или местность может быть:

неизменным, когда туристы, прибывая в дистинацию, проходят только через один - два транзитных пункта - города (для России такими "шлюзами" считаются Москва и Санкт-Петербург)

* Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радикального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно совершить тур "Золотое кольцо России" в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов.

По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

По принадлежности транспорта:

  • * Туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм;
  • * Туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок;
  • * Туры на транспорте общего пользования - на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров;
  • * Специальные туры на личном транспорте туристов - для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта туристско-экскурсионные маршруты подразделяются:

  • * Теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные - более суток, экскурсионно-прогулочные -не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы - более суток, экскурсионно-прогулочные - не более суток;
  • * Авиационные туры: групповые - с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы - полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;
  • * Автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • * Железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах как базы размещения на данном маршруте;
  • * Комбинированные туры - путешествия с использованием двух и более видов транспорта.
  • * отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.)
  • * охота и рыбная ловля и т.д.
  • * посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.

Туристские маршруты относятся к линейным формам организации туризма. Туристский маршрут с расположенными в его рамках туристскими центрами можно определить как линейно-узловую форму организации туризма. Любые путешествия, поездки и туры проводят по заранее определенным маршрутам. Следовательно, туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

Маршрут определяется как путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы туристских маршрутов (рис. 7.3.).

Линейный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах. Это наиболее распространенная разновидность маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение определенного времени, совершая при этом однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

При этом следует рассмотреть одну особенность линейных маршрутов. Существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань» – классический пример линейного туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Саратов, а конечной Казань.

Однако здесь есть одно но. Предположим, что турист, добравшись до Казани, вернулся обратно в Саратов тем же теплоходом, посетив при этом тот же набор туристских центров, что и по пути из Саратова в Казань. В данном случае этот вариант следует также рассматривать как линейный туристский маршрут. Если же турист, добравшись до Казани на теплоходе, возвращается домой на поезде, то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.

Но кольцевым этот маршрут будет только в том случае, если туристское обслуживание продолжается во время всей поездки. Большая часть круизов предполагает обслуживание только в одну сторону. Вопрос возвращения домой решается туристом самостоятельно и за свой счет. В этом случае маршрут остается линейным.

1. Линейный тип туристского маршрута

2. Кольцевой тип туристского маршрута

3. Радиальный тип туристского маршрута

4. Комбинированный тип туристского маршрута

Рис. 7.3. Типы туристских маршрутов

Радиальный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Волгограда приехали в Санкт-Петербург и после трехдневного пребывания в городе, оставив за собой забронированные заранее места в гостинице, совершили несколько выездов в Новгород, Псков и Пушкинские Горы.

Основным условием реализации радиального маршрута является факт сохранения брони в гостинице того туристского центра, из которого совершаются выезды в другие туристские центры. Наличие ночевок в стационарных средствах размещения Пскова и Новгорода несколько усложняет задачу, сохраняя при этом радиальный характер перемещений.

Кольцевой маршрут путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. Классическим примером маршрутов подобного рода является маршрут тура «Золотое кольцо России», который проходит через следующие города: Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Кострома – Плес – Иваново – Москва.

Место прибытия в дестинацию может быть:

а) неизменным , когда туристы, прибывая в туристскую дестинацию, проходят только через 1-2 транзитных города. Такие города получили название «шлюзов». В России шлюзами являются Санкт-Петербург и Москва. Часто шлюзами являются города, в которых расположены крупные аэропорты или вокзалы – например, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лондон, Дублин и др.

б) отличным от места прибытия , когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города. К примеру, турист начинает тур по России из Москвы, прилетев в аэропорт Шереметьево, а заканчивает его, улетая домой из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Такие туры получили название кроссинг-туров .

Комбинированный маршрут путь следования, который содержит элементы двух или трех других типов маршрутов в той или иной комбинации. Например, можно совершить речной круиз по Волге с организацией трансферов автобусным транспортом в удаленные от основного русла Волги туристские центры, такие как Ростов, Владимир, Семенов, Елабуга, Иваново и др.

Туристские маршруты делятся по сезонности действияна: круглогодичные , то есть действующие в течение всего года и сезонные , функционирующие в течение какого-либо сезона. В отдельную группу выделим холидей-маршруты , привязанные к определенным праздничным дням. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня (уик-энд-туры).

Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.

Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.

Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.

Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.

В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.

Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).

Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.

Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
многодневными (14-30 дней);
несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:
собственный транспорт туристской фирмы;
арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:
пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...