Эски кермен пещерный город на карте. Осенняя прогулка на эски-кермен



Крым – территория, которая богата природными и рукотворными достопримечательностями. Пожалуй, больше ни в одном уголке страны не собрано так много шедевров старых и новых времен.

Поэтому, если вас не прельщают походы по супермаркетам, отправляйтесь в Эски Кермен – самый «пещерный» из всех пещерных городов полуострова. Тут ждут такие красоты и тайны, купания и легенды, которые останутся в памяти очень надолго.

Где находится пещерный город Эски Кермен

Средневековый город-бастион расположен на юго-западе полуострова, если искать пещерный город Эски Кермен на карте, то от Бахчисарая отсчитать 14 км на юг и затем 5 км на северо-запад от не менее интересного Мангуп Кале. Вообще, вся внутренняя гряда Крымского лесостепья полна тайн, но знаменито предгорье именно такими вот скальными городами-призраками, давно уже пережившими славу, но при этом остающимися привлекательными для путешественников.

Отправляясь смотреть Эски Кермен – пещерный город, который поражает воображение, не планируйте это сделать быстро. Три длинных маршрута, прорубленные в скальных породах, серпантином выведут к входу и дадут возможность обойти все поселение по периметру. А сделать это непременно нужно, чтобы насладиться не только потрясающими природными видами, но и понять, как велико было мастерство древних строителей, увидеть тайны города-призрака и убедиться в том, что далеко не все подвластно уму человека.

Представляя собой столовую гору с обрывистыми краями, плато Иски Кермен вытянуто с севера к югу. Общая протяженность чуть больше километра, ширина доходит до 170 метров, а высота обрывов до 30 метров! Это настоящее неприступное укрепление, долго сохранявшее свою неприкосновенность. Сегодня Эски Кермен – маршрут, который дает возможность увидеть многое. С плато открывается чудесный вид на Мангуп Кале, Тепе-Кермен, Чатыр-Даг. В хорошую погоду панорамы такие, что уходить отсюда до слез больно и жалко, хочется остаться и поселиться в Эски Кермен – пещерный бастион редко отпускает путешественников без чувства печали и сожаления о прошедшем.

История возникновения и развития города

Старый пещерный Эски Кермен или, как его еще называют, Экси Кермен, начал свое существование в VI веке, когда на плато пришли люди, чтобы обустроить еще один перевал на торговых путях. В давние времена тут проходили самые оживленные торговые тропы, ведущие в Херсонес Таврический. Сначала это была обычная ночная стоянка, затем путникам потребовалось укрепление, чтобы оставлять некоторые товары в полной безопасности. Вот так и началось обустройство Экси Кермен, города, который пережил разрушения и снова восстанавливался из праха, как феникс.

Первая беда пришла в конце VIII века, когда произошло восстание против хазарского каганата под предводительством Иоанна Готского. Судя по раскопкам, находившаяся неподалеку крепость Дорос была разрушена до основания, Эски Кермен же повезло немного больше, удалось восстановить не только оборонительные стены, но и сохранить многочисленные внутрискальные хозяйственные пещеры: амбары, скотные дворы и прочее. Начинается период расцвета, когда обустраиваются новые караульные помещения на обрывах, укрытия для охранников на всех подступах и облагораживание дорог.

Период благоприятствования для Иски Кермен длился долго, в X-XII веках на месте укрепления разрастается настоящий город с правильными кварталами, широкими улицами по 2 метра и многотысячным населением. Свидетельство современников говорит о том, что Эски Кермен в Бахчисарае мог разместить не только жителей, гостей, но и огромное количество скота.

Наличие источников воды, достаточные запасы провизии – этот город мог долго сопротивляться всем напастям, как собственно и случилось в начале XIII века, когда сюда пришли несметные войска Ногая. Опустошительной волной прокатились разрушители по нагорью, сметая на пути все, убивая и разрушая. Каменные пещеры Эски Кермен уцелели, а вот люди оказались слабее скал – они ушли. Через время жизнь, конечно вернулась, но уже никто не захотел восстанавливать стены, подновлять пещеры и понемногу Бахчисарайский Эски Кермен стал угасать.

В конце XV века руины уже почти полностью заросли кустарником, камни обрушились, природа понемногу возвращала скалам их первоначальное состояние, в XVI веке не осталось даже настоящего имени города, его прозвали Черкес-Кермен, а потом и Эски Кермен, что в дословном переводе значит просто «Старая крепость». Истинного названия города уже не отыскать и даже в летописях 1578 года литовский посол писал хану о том, что: «ни греки, ни татары, ни турки не знают, что за остатки укрепления расположены рядом с Черкес-Кермен».

Конечно, пещерный город Эски Кермен проигрывает по площади другим поселениям, но только тут 332 пещеры, вручную вырубленные в скальном основании, сохранились до наших времен практически целыми! И это стоит увидеть своими глазами. Пусть кто-то хвалит храмы, затерянные в джунглях – мы не станем оспаривать их ценность, но в Крыму запрятано наше сокровище, добраться до которого можно только пешком или на хорошем авто, проделывая расстояние в несколько километров. Найти убежище получится только, если это экскурсия в Эски Кермен, иначе можно попросту заплутать в предгорьях, не найдя правильной дороги в пещерный город Эски Кермен.

Гроты и гробницы

Эски Кермен – экскурсия, славная не только мастерством древних людей, вырубивших город в скалах. Тут предостаточно помещений, обустроенных в чуть более позднее время, где люди счастливо жили, наслаждаясь неприступностью убежища. Двухэтажные комфортные пещеры-квартиры отличались простором и удобствами. Но после бушевавшего пожара, превратились в настоящие гробницы. Раскопки археологов обнаружили в подвалах многих домов останки людей, не переживших стихии.

Кроме того, руины базилики, выстроенной когда-то в городе, сегодня превратились в одну из достопримечательностей, хотя и немного печального толка – кладбище для жителей селения. Давно базилика была красивой, оснащенной тремя абсидами полукруглой формы, нефами, колоннами из мрамора, но время не щадит таких шедевров.

Поэтому сегодня остается только представлять красоту, отдавая дань усопшим и погребенным в руинах людям. Один из нефов уцелел, там обустроена часовня, куда непременно стоит зайти. И, конечно, осмотреть осадный колодец с 20-метровым тоннелем, 84 ступенями и шахтой для воды. Крутизна спуска велика, потому запаситесь терпением – этот колодец уникален для полуострова, подобного ему нет ни в одном осадном городе-бастионе. При спуске не смотрите под ноги, намного интереснее гроты и гробницы, располагающиеся в ответвлениях, углублениях коридора. Вот где простор для фантазии, легенд и домыслов. Говорят, что время от времени в особенно тихие моменты тут можно слышать бряцанье оружия и голоса людей, защищавших колодец и весь город от кочевых племен.

Алтари и фрески

Не менее интересны для осмотра святилища города. Церковь Трех всадников имеет два входа и пару окон, освещавших все пространство. Вырубленная в скальной породе святыня сегодня является местом упокоения. Две могилы: одна побольше, вторая маленькая располагаются прямо в храме, а между ними оставлено место для подсвечников и креста. Предполагается, что по большой могиле назван и храм, тут изображен Георгий Победоносец, усмиряющий змия, по бокам два всадника, один из которых держит на руках ребенка. Возможно, что фреска написана в честь знаменательной битвы, которых здесь было предостаточно. Скорее всего, погибшие были причислены к лику Святых, время строения датируется концом XII века, а битва была с татарскими ордами, наполнившими плато несметным войском.

Чуть ближе к головным воротам находится старейший храм, оснащенный когда-то тремя входами, креслом епископа и крещенской купелью. В полу храма также есть гробницы, однако сама форма строения ассиметричная, что заставило ученых поломать головы. Предполагается, что это место некое «судилище», где не только миловали, но и наказывали. Не сохранились фрески, но роспись жива в церкви Успения, расположенной чуть дальше и почти полностью разрушенной. Эта церковь действительно уникальна. Сначала это была обычная яма для ссыпания зерна, потом ее переделали в пресс для винограда, то есть винодельню, а потом открыли церковь – видимо наступило смутное время и жители Иски Кермен решили, что спасение душ намного важнее всех других дел.

Кроме фресок и алтарей в бастионе достаточно интересного: площадки дозорных, бойницы, амбразуры – всего и не перечесть, но есть еще один уникальный памятник, который заслуживает внимания путешественников.

Долина Дарителей

Немного в стороне от Иски Кермен находился храм Донаторов. Фрески с изображением Святого Грааля приводят ученых в недоумение и заставляют снова и снова продумывать все мелочи строительства храма, последовавшие за тем события. Донатор – это «даритель», плюс такая священная фреска – в результате получается чуть ли не то самое утерянное место-схорон Грааля!

Известнейший ученый Н. Репников в свое время выдвинул версию о том, что когда-то давно долина и храм Донаторов были единым целым. Он же описывал сочные и искусные фрески, покрывавшие стены и потолок храма. Интересно, что фрески были выписаны с умением, доступным только ученикам Константинопольской школы, а это говорит о многом, например, о том, какое величайшее значение имел храм Донаторов для жителей плато. Сегодня фрески утеряны полностью, но есть возможность увидеть остатки святыни и посетить литургию, которые здесь иногда проводятся.

Озеро Эски Кермен

Отправляясь на экскурсию в Эски Кермен, не забудьте купальный костюм, ведь тут находится самое настоящее озеро! Кто-то скажет, что нет ничего интересного в маленьком водоеме, если рядом огромное море, но все же стоит искупаться. Озеро Эски Кермен – это шедевр природы. Подогреваемая сверху солнцем вода остается прохладной даже самым жарким летом – внизу водоем подпитывают чистейшие родники.

Говорят, что не только город Эски Кермен, озеро тоже священно. Если не побояться прохлады и окунуться в воды с головой, неудачи покинут человек навсегда. А всем ценителям экстрима побывать тут нужно обязательно: противоположные скалы считаются самым удобным местом для прыжков в воду, высота некоторых достигает 10 метров, поэтому отчаянных тут хватает!

Ну а кому нравится спокойная вода, предлагается поплескаться в прохладных струях, полюбоваться окрестностями и забыть навсегда печали, потому что это озеро дарит успокоение душе и расслабление телу.

Турбаза Эски Кермен

Хотите в пещеру с интернетом? Тогда путешествие в Эски Кермен – маршрут решенный. Туристическая база располагается у основания города и представляет собой целый комплекс удобных помещений. Тут найдется все, для ценителей экстрима и комфорта. Гостиница с апартаментами различной классности, этническая пещера, сохраненная в том самом древнем стиле.

Внутри ансамбля все очень прилично: есть большая автостоянка, поэтому можно смотреть маршрут Эски Кермен на карте для индивидуальной поездки, в наличии также хорошее кафе, есть маленький уголок живности, куда приходят ребятишки, банька, палаточный лагерь для «дикарей» и конный двор. О последнем стоит сказать отдельно: по горам не особенно наездишься на авто, а вот на лошадях можно отправиться в любое укромное место, что с удовольствием проделывают все путешественники. На рыбалку или горную прогулку, покататься самому и прокатить деток – лошади смирные, ухоженные и цена доступная.

Кстати, рыбалка в прудах порадует всех! Карпы, толстолобики, караси – они просятся на мангал и их жарят тут же, на свежем воздухе, заедая лепешкой и зеленью – вкусно, полезно и очень приятно. И вот чтобы порыбачить сутки, нужно отдать всего около 1000 рублей, это совсем недорого за огромное удовольствие и наслаждение от рыбалки. Не хочется ловить рядом, отправляйтесь на лошади к другим озерам и прудикам, их тут предостаточно и везде отлично ловится рыбка большая и маленькая.

Как добраться?

Чтобы увидеть все чудо, нужно знать, как добраться в Эски Кермен пещерный город-призрак:

1. Из Симферополя рейсовым автобусом по маршруту до Залесного, доехать до остановки село Красный Мак;

Расписание автобусов из Симферополя до остановки Красный Мак

Расписание автобусов Севастополь-Красный мак

2. На электричке Симферополь-Севастополь добраться до с. Фронтовое (станция 1509 км), там пересесть на автобус №45 и доехать до села Красный Мак или в Холмовку;

Расписание электричек Симферополь-Севастополь

3. На рейсовом автобусе до Холмовки до конечной.

Расписание автобусов Севастополь-Холмовка

А теперь от Красного Мака или Холмовки по указателям примерно 6 км пешком. Попутки ходят часто, поэтому вопроса, как добраться в Эски Кермен, не возникнет. Но даже если выбрали прогулку, не разочаруетесь – места настолько богаты красотами, что путешествие принесет одно удовольствие!

На автомобиле доехать до села Танковое, а затем в Красный Мак, перед которым есть поворот на Холмовку – сворачивайте влево и направляйтесь в Эски Кермен. Как добраться от поворота: проехать до большого фермерского хозяйства – его изгородь видно сразу, повернуть налево и откроется та самая заповедная долина, а над нею Эски Кермен – пещерный город на карте обозначен координатами: N 44.6087 E 33.7400.

Как доехать на машине из Симферополя в Эски Кермен (карта)

Из Севастополя

Из Ялты

Из Севастополя идет электричка Севастополь-Симферополь, доехать до села Фронтовое, там автобус 45 маршрута. Из Ялты на рейсовом автобусе до Бахчисарая, потом пешком по указателям.

Как добраться в пещерный город Эски Кермен из Бахчисарая:

1. На автобусе Бахчисарай – Залессное до Красного Мака

2. На автобусе Бахчисарай – Холмовка до конечной остановки.

Отправляясь в Эски Кермен на собственном авто, не беспокойтесь о том, где остановиться. Тут нет заповедной зоны, поэтому место для ночовки можно выбрать по собственному вкусу. Кроме турбазы есть неплохие кемпинги по дороге, да и от Симферополя достопримечательность располагается не так далеко, чтобы нельзя было вернуться ночью. А вот чего делать нельзя, так это не посмотреть Эски Кермен пещерный город, в котором до сих пор не разгаданы тайны вечности.

Эски-Кермен , один из самых больших пещерных городов Крыма .

Очень люблю этот пещерный город . Он мне очень близок моими праздниками молодого вина Дионисиями , именно на Эски-Кермене мы давим ногами виноград, танцуем вакхические танцы и проводим обряды посвященные античному культу вина . Этот город вызывает во мне сладострастные чувство ностальгии по ушедшему навсегда, ведь здесь мы гуляли во время тура «Братства Черной стрелы», или гостили здесь во время транс-мегатурных десятидневок, когда стояли в соседнем Черкесс-Кермене . Поэтому, как и по многим другим причинам у меня особенное, трепетное отношение к этому городу. Судьба, рок, накрепко нас связала… Особенно люблю Эски-Кермен , когда здесь никого нет, ни горластых гидов, ни назойливых экскурсантов, которые на понимают зачем их сюда привели, которым чужды энергии этого места, как и чужды люди, населявшие этот город в течении тысячи лет. Когда нет здесь туристов, велосипедистов и местных жителей … Такое время есть, это зима... Вот только в это время, когда здесь никого нет и я один в стенах пещерного дома, где с «балкона» видны горы, темный лес и созвездие Ориона, я понимаю насколько я счастлив такими переживаниями… Но самое невероятные ощущения дает зимняя прогулка лунной ночью среди древних стен и пещер некогда одного из самых великих городов прошлого…

На вершине плато, находятся огромное количество пещер , их более 400, больше чем в других пещерных городах Крыма , поэтому город держит своеобразное первенство в этом вопросе.

Хотя о городе сохранилось очень мало достоверных фактов, внимательному путешественнику, гуляющему по древним улицам среди остатков домов и заглядывающему в самые разнообразные по форме пещеры, могут открыться многие тайны.

Никто уже не помнит истинного названия этого удивительного, самого «пещерного» города из всех Крымских крепостей .

Татары называли его просто Эски-Кермен , предполагают что хазарское название Кут , а обосновавшиеся здесь готы называли этот город Шиварин , возможно греческое название в разные эпохи жизни города могло быть Фуллы , и Климаты . Такое множество названий не удивительно – город существовал тысячу лет, а его населяли или пытались завоевать разноплеменные этносы.

Главные въездные ворота Эски-Кермена, когда-то слева и справа от ворот, на подтесанных площадках возвышались мощные надвратные крепостные башни.

Сам город площадью 8,5 га расположен на ровном плато обрывистой столовой горы.

Его длина по оси север-юг 1000 м, наибольшая ширина - 170 м, высота отвесных обрывов достигает 30м.

Склоны горы сложены из огромных глыб, обточенных ветром и дождем.

Во всех этих глыбах, по всему периметру плато вырезаны сотни пещер самого различного назначения, от храмов, жилых домов, боевых казематов до хлевов и зернохранилищ.

В центральной части плато находится огромная Базилика , рядом раскопаны кварталы жилых домов и узких средневековых улочек.

Хорошо изучена огромная усадьба винодела, с тарапанами для винодавления и глубокими подвалами где хранилось вино.

На окраинах города есть монастыри . Один из них – в виде трилистника при в ходе в город, в свое время служил убежищем для путников опоздавших в город к часу закрытия ворот.

У ворот вырублены погребальные аркосолии и костницы , скальные могилы и маленькие часовни.

Глубокая колея, так же, как и в Чуфут –Кале прорезает главную улицу города и серпентином спускается вниз в долину, напоминая нам о том, что здесь в течении тысячи лет кипела бурная жизнь, оставившая нам редкие артефакты.

Удивительны по-своему и виды храмов: «Судилище» с креслом епископа, маленький и неповторимый храм Успения Богородицы с выбитым в углу тарапаном и подвалом для хранения вина. При подъеме к городу с восточной стороны, путника встречает потрясающий храм вырубленный в отдельно стоящем камне – это так называемый храм трех всадников .

Один из всадников, это почитаемый в пещерных городах Крыма Георгий Победоносец, и два других неизвестных воина местно чтимых святых. У одного из них за плечами сидит мальчик. Могилы усыпальницы неизвестных героев прошлого вырублены прямо в полу храма…

Поистине потрясает циклопическое сооружение осадного колодца.

В колодце вполне возможно спуститься по древним ступеням, вырубленным в скале. Ступени уходят пятью маршами вглубь скалы на 30 метров.

Именно через этот колодец, город был захвачен хазарами во времена восстания Иоана Готского.

Интересно пройти по узкому коридору через расщелину и подняться на северный дозорный комплекс. Откуда открывается потрясающий вид на башню Кыз-Куле соседнего города Черкесс-Кермен .

Побывать у западного и восточного зернохранилища, увидеть то место, где некогда были городские ворота, прикоснуться руками к пазам, куда в свое время закладывалась запирающая ворота балка, подняться на округлые уступы, хранящие следы «постели» того места, где некогда покоились огромные каменные квадры, представляющие собой крепостные куртины и мощные башни.

Поистине многогранен и неповторим Эски –Кермен !

Как и все пещерные города Крыма, Эски-Кермен не возник на пустом месте. Предполагают, что с глубокой древности человек приспосабливал для своих нужд гроты в горах и создавал с помощью кайла новые.

Но при этом, Эски-Кермен также имеет законченные формы крепости и явно создавался по некому гениальному плану древнего зодчего.

По данным археологических исследований, крепость возводилась по инициативе византийских властей в конце VI в. для защиты подступов к форпосту империи в Юго-Западном Крыму - Херсонесу.

Гарнизон крепости состоял из местных жителей - готов и аланов - федератов

(союзников) империи.

Зернохранилища на восточной части города, в более позднее время использовались как боевые казематы.

Предположительно, в конце VIII в. Эски-Кермен попадает под власть хазар.

Не исключено, что жители крепости принимали участие в антихазарском восстании , известном в литературе как восстание Иоанна Готского .

Некоторые исследователи также связывали с этим событием и разрушение стен крепости.

К середине IX в. влияние хазар в Юго-Западном Крыму ослабевает, а затем и полностью прекращается.

крепостные стены из огромных блоков перегораживали наиболее труднодоступные участки крепости.

О жизни Эски-Кермена в IX-X вв. нам известно мало.

Скорее всего, в это время городище представляло собой малонаселенную крепость на византийско-хазарском пограничье.

Со второй половины - конца X в. жизнь на Эски-Кермене , начинает возрождаться.

Это возрождение связывают с помощью Византии, что отчетливо видно из первоисточника, так называемых «записок готского топарха».

Историки и археологи отождествили описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты» , с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Археологические исследования, проведенные в 1928-1930 гг., показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена , были снесены до основания.

Согласно раскопкам, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца VIII в. и не позднее X в. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась.

Согласно одному из предположений оборонительные сооружения Эски-Кермена могли быть разобраны в конце VIII в., хазарами, как следствие описанного в «Житии Иоанна Готского» неудачного восстания готов под начальством епископа Иоанна против хазарского владычества.

Наряду с описанным топархом отождествлением, разрушенного города Климаты с Эски-Керменом , было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле , что находится на возвышенности Тапшан , вблизи горы Эски-Кермен, к северо-западу от северной оконечности ее плато, располагаются на месте той «крепостцы», о сооружении которой повествует «Записка готского топарха» .

Таким образом, топографические особенности горы Эски-Кермена и ее ближайшей округи, наряду с археологическими данными, а также общие географические сведения, содержащиеся в «Записке готского топарха» , могут служить надежным основанием связывающей «Записку готского топарха» с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Позже, на месте бывшей крепости Эски-Кермен постепенно формируется средневековый город. К XII-XIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. Это наивысший расцвет города, в это время здесь строятся и расписываются храмы, город достигает наибольшего размера.

В конце XIII-XIV вв. поселение подверглось разрушению.

Его связывают с походом золотоордынcкого темника Ногая на Крым в 1299 г.

После этого жизнь на Эски-Кермене постепенно угасает.

Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XV в. во время вторжения турок в Крым и падением княжества Феодоро с центром на Мангупе.

В XVI в. в среде местного населения сохранились о нем только смутные предания.

Так, польский посланник Мартин Броневский , побывавший в Крыму в 1578 г., писал: «Недалеко от Манкопии... находится некая весьма древняя крепость и город, но она, ни у турок и татар, ни даже у самих греков вследствие крайней древности не носит никакого названия. Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах сообщаются многочисленные злодеяния, которые они совершали против бога и людей».

Из это отрывка видно, что людьми движет идея – дух. Был народ, да и не единый вовсе, а остатки очень многих народов, некогда правивших Таврикой и утратившие былой могущество. В средневековье объединенные готами, исповедующие греческую православную религию, между собой изъяснявшиеся на греческом языке – единственный языке того времени для межэтнического общения. Этот конгломерат различных этносов – остатки тавров, греков, скифов, сарматов, аланов, готов, половцев и других народов представляли собой общность горцев. И у этой общности, была идея - жить в пещерном городе крепости. Строить каменные дома и крепостные стены, вырубать в скалах жилища и хоз постройки, сооружать в скалах, прямо на территории города костницы и склепы для своих близких… ибо не было боязни смерти, не было отвращения к мертвым своим соплеменникам. В этом обществе была другая культура, другое представление о смысле бытия и смерти. И так они жили тысячу лет, из поколения в поколение, придерживаясь своей идеи государственной самостоятельности и гордости. Они умели постоять за свой дом, детей, жену и родителей с мечом в руке. Гордый и смелый народ, почитавший прах своих предков и поддерживающие традиции дедов… Но они погибли под ударами злого рока… А окрестные крестьяне, живущие в горах и лесу, не имели этого духа и идеи жить в городе крепости, при нападении неприятеля они бросали свой дом, животных, пашню и убегали в горы…

Так со временем были забыты пещерные города и те, кто в них жил. И уже спустя 200 лет после гибели города, на расспросы любознательных приезжих, местные жители - потомки древних и славных, но забывшие своих дедов и обычаи говорили по татарски: «Эски-кермен» , что в переводе означает Старая Крепость

(При использовании всех материалов и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)

Как зарегистрированный пользователь Вы можете оставить свой комментарий к этой статье, мне важно Ваше мнение.

Время на чтение: 7 минут

Есть регионы, которые богаты историческими, архитектурными и культурными ценностями. А есть регион, который ценность сам по себе – это Крым. По сути Крымский полуостров – сплошной заповедник. Здесь трудно ступить десяток шагов, не натолкнувшись на исторический памятник. Один из таких – Эски-Кермен, вытесанный в скалах город-бастион.

Цитадель Эски-Кермен: рождение, величие и гибель

Собственно, скальные города – не редкость для Крыма. Окутанные тайнами, пронизанные мистикой, они, такое впечатление, хранят до сих пор тени своих жителей – тавров, аланов, готов и эллинов, скифов и сарматов. Особенно остро чувствуется это в Эски-Кермене, одном из самых больших пещерных городов.

Крепостное сооружение на ровном, высоком, хорошо защищенном скалами плато построили, очевидно, еще византийцы в начале VI века для защиты Херсонеса-Корсуни. Впрочем, большую стратегическую роль это укрепление вряд ли играло, и некоторое время спустя, утверждают историки, его захватили хазары.

Однако цитадель на плоскогорье постепенно расширялась, а с ней разрастался и город. В начале XII века, по мнению археологов, Старая Крепость (именно это значит крымско-татарское слово «эски-кермен») простиралась на площади 8,5 гектара и в ней проживало свыше двух тысяч человек. Широкая каменная «столешница» была застроена параллельными друг другу жилыми кварталами, между которыми по достаточно просторных улицах сновали повозки. Остатки храмовых кафедр убеждают, что в Эски-Кермене находился не просто священник, а иерарх, епископ. В эти же годы раздвигается и значительно достраивается базилика. Все говорит о том, что город в горах был важным административным центром.

Поселение окружали мощные природные стены, надежные врата, «вылазные» калитки, башни, боевые площадки и казематы. Остатки ирригационной системы, которые раскопали в окрестностях, и террасы с одичавшим виноградом доказывают, что базой экономики здешнего места служило сельское хозяйство. К слову, древние лозы, попав в руки крымских селекционеров, стали ценным источником для новых сортов винограда.

пещерный город Эски-Кермен - храм Донаторов

Несколько раз жизнь в городе-крепости уменьшалась до крошечной, тлеющей искры. Так случилось в 1299 году, когда войска свирепого Ногая, мстившего за сына, убитого в Кафе, разрушили Эски-Кермен до основания. Не сразу, но город все же возродился после кровавого мщения. Однако ненадолго: в 1399 году после штурма ордынцев хана Эдигея жизнь в пещерном поселении окаменела окончательно, слившись с безмолвными скалами.

"Эски-Кермен" - гроты и гробницы

Сегодня Старая Крепость – музей под небесами. Во-первых, здесь можно посмотреть пещеры, которые в эпоху раннего Средневековья были заполнены ослами и козами, пифосами и амфорами с вином, пращами и луками, овечьими шкурами и черепицей. Таких гротов в городе-призраке почти 350.

Жилые дома на участках, раскопанных археологами, относятся к более позднему времени. Были они двухэтажными, прочными, а обитатели их, как теперь установлено, погибли от пожара. В некоторых подвалах исследователи обнаружили скелеты, в том числе детские – очевидно, именно здесь прятались горожане, надеясь пережить палящую стихию.

Во-вторых, можно побродить у руин базилики, построенной в одно время с первым укреплением. Была она прямоугольной строгой формы, с тремя граненными, полукруглыми абсидами (выступы ниже основного здания) и делилась на три части – нефы. Польский посланник и картограф Мартин Броневский, посетивший это место в 1578 году, писал, что базилику украшали мраморные и серпентиновые колонны. Надо сказать, базилика «умерла» раньше городища – основная ее часть превратилась в кладбище, а в одном из нефов обустроили часовню.

Азартный интерес вызывает у туристов осадный колодец с его атрибутами – крутой и глубокой лестницей из 84 ступеней, 20-метровым тоннелем и шахтой, где накапливалась вода на случай длительной блокады. Воду поставлял источник, «перехваченный» строителями фортификационных сооружений. Колодец этот – настоящий артефакт: подобных не нашли ни в одной византийской крепости, построенной в Крыму для защиты от кочевников.

"Эски-Кермен"- алтари и фрески

Наконец, манят гостей Крыма развалины святилищ. Например, церковь Трех всадников, высеченная в каменной гряде у цоколя крепости. У сакрального этого сооружения два входа, пространство между которыми освещалось из двух окон. В храме находятся две могилы – маленькая, должно быть, детская, и побольше. Возле них выемка для подсвечников и углубление с крестом.

Все наводит на мысль, что предметом поклонения были как раз эти захоронения. У «взрослой» могилы виднеется фреска, давшая храму название: Георгий Победоносец, умерщвляющий змия, и двое всадников слева и справа, причем один из них с ребенком позади. Историки полагают, что фреску создали в честь какой-то битвы – настолько важной для горожан, что некоторых участников ее, вероятно, погибших, причислили к сонму святых. Во всяком случае, и храм, и фреска созданы в период – конец XII века – когда татары вонзались в Крым, как голодные волки в отбившегося от стада оленя.

Еще один храм, более древний, был высечен в одно время с первым укреплением у главных ворот. Он имел три входа, почетное кресло епископа и крещенскую купель. В полу вырублены гробницы. Форма постройки настолько необычная, ассиметричная, что ставила в тупик не одно поколение жителей Крыма: татары, к примеру, назвали это место «Судилищем», полагая, видимо, что здание служило не только для молений, но и других целей. Фрески, которыми были украшены стены этого храма, к сожалению, не сохранились. А вот роспись еще одной церкви, Успения, хоть и частично, но все-таки видна. Жители Эски-Кермена устроили эту часовню… в бывшей винодельне. Точнее так: сначала это была яма для зерна, затем здесь прессовали виноград… А потом помещение приспособили под церквушку.

Это, конечно, не все, что приоткрывает древний город любопытным туристам. Башни, дозорные площадки, лестницы, вырубленные в известняке, бойницы и амбразуры… Здесь каждый камень, каждый обломок древней керамики завораживает и шепчет свою быль – о прежних временах и прежних людях.

Долина дарителей

Совсем рядом с мертвым городом раскинулась долина Черкез-Кермен, где находился еще один храм – Донаторов. Построенный между XII – XIV веками, он будоражит умы сохранившейся фреской, на которой изображена литургия Святого Грааля. «Имя» церкви связано, очевидно, с ее меценатами, ведь «донатор» на латыни значит «даритель». Известный советский историк Николай Репников, производивший в Крыму раскопки, полагал, что церковь Донаторов вместе с долиной и крепостью были некогда единым комплексом. Этот же ученый описал многочисленные фрески, которыми славился храм – все они, по его утверждению, отличались высочайшим мастерством, в котором сквозила старая константинопольская школа. Увы, от рисунков не осталось почти ничего, но зато на месте, где возвышалась некогда святыня, сегодня иногда проводят литургии.

Пещера с интернетом

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Эски-Кермен на карте Крыма

Дорога в город-призрак

Из Симферополя к туристической базе, а также к самому Эски-Кермену добираются следующим образом:

  • рейсовым автобусом Симферополь-Залесное до села Красный Мак;
  • рейсовым автобусом Симферополь-Холмовка до конечной остановки или до Красного Мака;
  • электричкой Симферополь-Севастополь до села Фронтового (станция «1509км»), а оттуда – 45-ым автобусом до Красного Мака или Холмовки.
  • От названных деревень, следуя указателям, нужно пройти пешком приблизительно 6 километров.

Из Севастополя можно доехать:
- электричкой Севастополь-Симферополь до Фронтового, а далее – упомянутым выше автобусом 45-го маршрута.

Из Ялты добираться так:

до Красного Мака – рейсовым автобусом Ялта-Бахчисарай, а дальше пешком, согласно дорожным знакам.

Выезд из Бахчисарая:

  • автобусом Бахчисарай-Залесное до Красного Мака;
  • автобусом Бахчисарай-Холмовка до конечного пункта или до Красного Мака.

Проще всего, конечно, ехать в эти заповедные места на автомобиле: из Бахчисарая нужно добраться до села Танкового (это около 14 километров), а дальше проехать к Красному Маку (еще 4 километра).
Перед Красным Маком нужно повернуть направо и подъехать к селу Холмовке. Перед ним – свернуть влево, приблизиться к карьеру, повернуть направо и проследовать до изгороди фермерского хозяйства. В этом месте следует еще раз свернуть влево, в долину, из которой навстречу и поднимется легендарный и величественный Эски-Кермен.

Впрочем, люди, которые выберут общественный транспорт и несколько километров будут топать пешком, ни на минуту об этом не пожалеют: пейзажи вокруг настолько упоительны, что дорога покажется странствием в сказку.

В прошлом году я посетил пещерный город Чуфут-Кале. В этом году мы в самую жару пошли покорять пещерный город Эски-Кермен. Если посещение первого в прошлом году объединили с экскурсией в Ханский дворец в Бахчисарае, то в этот раз день был посвящен только Эски-Кермену. Тем более, что часть пути, около 6 км мы добирались пешком.

Путь был стандартный — доехать на маршрутке до Артбухты, на морском пароме перебраться на Северную сторону и от площади Нахимова на автобусе доехать до села Красный мак, откуда уже пешком добираться до пещерного города Эски-Кермен.

В результате поездки получилось довольно много фотографий, и часть их я вынес в отдельные повествования:

Эски-Кермен основан на труднодоступном плато в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами и просуществовал до конца XIV века. Его название в переводе с татарского означает «Старая Крепость» – это один из наиболее живописных пещерных городов. Он расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси.

Пещерный город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Выходим из автобуса, наш путь начинается в селе Красный Мак. Село окружено живописной местностью: слева долина с горами-останцами. Вот, например, Узун-Тарла — высится вдалеке слева от дороги на Эски-Кермен.

Справа — скальная стенка с останцами Баш-Кая.

Затем дорога идёт по полю. Хотя недавно прошли дожди, трава на поле начинает подсыхать, в ней огромное количество прыгающих из-под ног крупных кузнечиков и прочей живности .

Солнце немилосердно печёт, и хочется найти какую-нибудь тень, лечь и отдыхать до вечера в прохладе под легким ветерком. Но это только начало пути, впереди ждет целый день, наполненный интересными приключениями.

Интерактивная панорама поля и дороги.

Но вот долгая дорога по жаре близится к концу, и мы подходим к цели нашего путешествия. Уже видны склоны Зангурма-Кобалар — соседней с пещерным городом гряды.

С характерными выемками-гротами на склонах.

А вот и показался Эски-Кермен, точней его северная оконечность. Основная жизнь на нём все-таки происходила в южной части.

В интернете нашел такую схему. Мы подошли к городу с севера (сверху)

Здесь расположен Северный дозорный комплекс. Отсюда наиболее хороший вид вдаль, в чем можно убедиться на следующих фото.

Северный дозорный комплекс, VI — XIII в.в.

В северной части плато Эски-Кермен расположена калитка, укреплённая боевыми площадками и казематами. Напротив неё находится небольшая скала-останец, в которой расположен Северный дозорный комплекс. У подножия останца начинается вырубленная в скале лестница (2 марша, 33 ступени), ведущая на поверхность скалы, обнесенной деревянной оградой. По ходу лестницы расположены два вырубленных в скале помещения: нижнее использовалось в качестве усыпальницы, верхнее как караульная.

С верхней площадки комплекса просматривались северные подступы к городу и весь район предгорий. В эпоху средневековья, Северный дозорный комплекс был соединен с основным массивом Эски-Кермена деревянными мостками.

В этом «камне с дырками» постоянно находилась стража, которая стерегла подходы с севера и в случае опасности должна была подать сигнал.

На вершине Северного дозорного комплекса. Вид на юг, в сторону города.

Кусочек сторожевых пещер и гора Кая-Баш.

Наши «дозорные» машут руками из сторожки.

Снова вид на юг — на одной из скал сбоку притулилась сосна. И растет в висячем положении на вертикальной скале.

Остатки средневековой башни с воротами — замок Кыз-Куле (Девичья башня)

Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

Панорама того, как виделась северная сторона с верхушки дозорного комплекса. Можно приближать и двигать изображение.

Подробнее вид на близлежащую гору

И на долину. По этой дороге мы пришли.

Между Северным дозорным комплексом и основной частью находится глубокая расщелина. И пока я ее фотографировал, сильный ветер отобрал и утащил вниз мою кепку, я даже не успел её подхватить. Бежать за ней тоже было бесполезно — впереди многометровый обрыв. К счастью, Валерка тоже заметил, как она упала, он был ближе к месту падения, на тропинке под дозорным комплексом и нашёл её. Иначе я запросто мог схватить солнечный удар.

Но хватит топтаться у Северного дозорного комплекса, основная часть все-таки дальше. Пройдемся по тропинке у каменистого склона

А вот и одно из первых пещерных сооружений. Примерно так сделанная в скале пещера смотрится изнутри. на месте проема была дверь, да и, вероятно, окно было чем-нибудь закрыто. А круглая дырка в потолке — вероятно для того, чтобы вытягивался дым очага.

Следующий объект — это то, что позволило городу оставаться неприступным долгое время — осадный колодец.

Осадный колодец, VI — IX в.в.

Осадный колодец расположен в северной части восточного обрыва плато Эски-Кермен. Сооружение представляет собой лестничный спуск (6 маршей, 84 ступени), завершающийся каптажной галереей, которая ведет в пещеру, где находился природный источник воды. Общий запас воды колодца составлял около 75 куб.м. Доставка воды на поверхность осуществлялась вручную. Каждый марш спуска завершался площадкой, где могли разойтись водоносы.

Видимо, осадный колодец был сооружен одновременно с крепостью в VI в. Прекращение функционирования сооружения исследователи связывают с намеренным разрушением колодца хазарами. Осадный колодец использовался в качестве источника воды для населения Эски-Кермена в случае длительной осады. В мирное время использовалась дождевая вода, а также вода, поступавшая в город по керамическому водопроводу из балки Бильдеран.

Спускаться ниже караульной камеры (это всего лишь один лестничный пролёт) я не рискнул, дальше ступеньки стерлись, поломались и все больше напоминали детскую горку, по которой легко можно съехать на попе, но сложно подняться обратно. На следующем фото вид из одной из пещер со ступеньками.

Часть города с многоуровневыми пещерами и лестницами между ними

Еще несколько фото города снаружи

И изнутри

Снова вид на юго-восток

Еще несколько видов города

Вид на соседнюю скалу Чупак-Сырт через телеобъектив.

И снова изрытые рукотворными пещерами камни.

Здесь решил засветиться я

Интересная пещера, напоминающая нору — жилище хоббита. С круглым окошком и круглым входом. Жаль, вход загородило выросшее здесь дерево.

На этот камень когда-то вёл деревянный мостик над пропастью. Вот в ту дырку справа.

Крупные пещеры изнутри усиливались колоннами из камня.

Вдоль стен оборудовались специальные ниши для обустройства в них кроватей. В комнатах стражи окно обычно устраивалось у изголовья такой кровати.

Не все пещеры выдержали борьбу со временем. У этой, например, обрушилась крыша.

Вид на север из южной части Эски-Кермен. Где-то там в конце гряды Северный дозорный комплекс.

Здесь мы попадаем в интересное сооружение — пещерный храм. Фрески в нем отколоты вандалами, но некоторые их следы еще видны.

Храм «Успения», XIII в.

Храм «Успения» расположен в восточном обрыве плато Эски-Кермен. Комплекс имеет прямоугольную форму (5,7×3,25 м). Справа от входа расположена алтарная часть. В северо-западной стене вырублена ниша, в которой установлена винодавильня (тарапан). В центре расположена небольшая цистерна для воды. На стенах храма сохранились остатки фресковой росписи. В алтарной части имеются изображения сцены Благовещения, младенца Иисуса с ангелами, Богоматери — Одигитрии. На северо-восточной стене располагалась сцена Сретения, участок стены напротив алтаря занимала большая композиция Успения.

Сооружение церкви датируется XIII в., после гибели города помещение, видимо, приспосабливается для хозяйственных нужд.

В левой части кадра вход в храм, в правой — горная гряда.

Круглое отверстие-дымоход.

Следующая часть — главное защитное и основное населенное сооружение города — комплекс Главных городских ворот

Комплекс Главных городских ворот, VI — XIII в.в.

С южной стороны на плато Эски-Кермен к Главным городским воротам ведет вырубленная в скале колесная дорога, извивающаяся трема маршами. Верхний марш дороги был укреплен протейхизмой (передовая оборонительная стена), от которой сохранилось скальное основание. Проём главных ворот вырублен в скале, над воротами существовала прямоугольная башня, от которой сохранились скальные вырубки. За воротами начиналась главная улица города. В районе колёсной дороги и Главных городских ворот расположен ряд пещерных сооружений различного назначения: боевые казематы, церкви, усыпальницы.

За воротами, в восточной части проезда расположен пещерный храм «Судилище». Комплекс имеет ассиметричную планировку (15×17,5×2 м). В храм ведут три дверных проёма, снабженные пазами для деревянных дверных коробок. Потолок опирается на 4 вырубленных в скале колонны. Алтарная часть, видимо, была расписана фресками. Сооружение храма датируется XI — XII вв., к XIII в. комплекс был соединён с часовней в юго-восточном обрыве плато Эски-Кермен и приобрёл современный облик.

По этим колеям много веков ходили груженые телеги, доставляя продовольствие вверх и результаты труда ремесленников — вниз.

Храм «Судилище». Витя вообразил себя верховным то ли вождем, то ли жрецом и пытается разрулить ситуацию — кого казнить, а кого помиловать.

Время уже близится к вечеру, скоро уходит последний автобус из Красного мака, пора спускаться вниз. По дороге попадается выдолбленный в отдельно стоящем камне храм Трёх всадников.

Храм «Трёх всадников», XIII в.

Храм «Трёх всадников» расположен на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен. Церковь, высеченная в отдельно стоящей скальной глыбе, имеет форму трилистника (5,5 x 3,5 x 2,7 м.). Алтарная часть отделена от остального помещения скальным основанием алтарной преграды, на которой размещались деревянные части иконостаса. Вдоль стен храма вырублена скамья. В полу находятся 2 могилы, взрослого и ребёнка. на северной стене расположена фреска, изображающая трёх всадников с нимбами, в кирасах и с развевающимися плащами. Средний поражает копьём змия. Ближний к алтарю держит на крупе лошади фигуру мальчика. Над изображением имеется надпись на греческом языке: «изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов…».

Известно несколько интерпретаций изображенных на фреске святых: Феодор Стратилат, Феодор Тирон и Георгий Победоносец; Георгий в разных сценах; Георгий и местные воины; Георгий, Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский. Сооружение храма «трёх всадников» датируется XIII в.

Последний взгляд в противоположную часть долины и двигаемся к месту начала осмотра.

Провожаем группу велосипедистов, которая практически одновременно с нами прибыла в пещерный город, прослушала экскурсию с экскурсоводом и сейчас уезжает обратно.

Нам же предстоит быстро-быстро, местами даже бегом, продвигаться в сторону автобуса. Время впритык, можем не успеть. А солнце палит лишь чуть-чуть слабее, чем в полдень.

Но вот уже знакомые горы Красного Мака. Успели. Автобус не показал нам хвост, была даже еще пара-тройка минут посидеть и допить запасы жидкости. Кстати каждый из нас выпил порядка 3 литров воды за это путешествие.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...